ТОПЛИВО УТЕКАЕТ ЗА КОРДОН

Время затишья на топливном рынке России закончилось. С начала июля цена литра бензина выросла в среднем на 30 копеек. Сами нефтяники предупреждают, что это только начало и в ближайшее время литр подорожает как минимум на 10 - 12 процентов. В свое оправдание они ссылаются на инфляцию и рост тарифов на услуги естественных монополий. А независимые эксперты винят правительство, установившее низкие пошлины на экспорт бензина, который теперь утекает в страны СНГ.

Подорожание топлива ожидалось еще весной, когда выросли оптовые цены на рынке нефтепродуктов. Так, самый ходовой бензин АИ-92 с начала года на оптовом рынке подорожал более чем на четверть. К лету нефтяные компании в полной мере ощутили на себе рост тарифов на газ, электричество и железнодорожные перевозки. Поэтому мораторий на повышение цен, действовавший с осени 2005 года, стал слишком дорогой обузой. И ее, как всегда, переложили на плечи рядовых автолюбителей. Мол, сами виноваты в сезонном скачке спроса - слишком много ездят в отпуск и на дачи.
Еще одной причиной повышения стали события в Ираке и Северной Корее, вызвавшие очередной взлет цен на мировом рынке нефти. Спросите, при чем здесь наш внутренний рынок? Да чем дороже "черное золото" на мировом рынке, тем выше пошлины на сырую нефть и ниже - на вывозимый бензин. С 1 августа 2006 года за тонну вывезенной нефти компаниям придется платить рекордный налог - 216,4 доллара. На этом фоне пошлина на нефтепродукты выросла всего на 6 процентов - до 146 долларов за тонну. Нефтяные короли эту разницу почувствовали на своем кармане и направили бензиновую реку через российскую границу в страны ближнего зарубежья.
Остается напомнить, что в своей стране нефтяные магнаты за 20 лет не построили ни одного крупного НПЗ. Поэтому чем больше бензина вывозится - тем меньше его остается в России.
А что же федеральная власть? Она, скорее всего, по традиции начнет как-то выправлять ситуацию по осени, когда инфляция зашкалит за совсем уж неприличный уровень.