ОНУЧИ НАД ГОРОДОМ

Еще пару лет назад о Невском проспекте в Петербурге старожилы говорили с печалью в голосе: "Пропала наша "першпектива"!" Идеально прямой "луч", соединявший Адмиралтейство (с одной стороны) с Московским вокзалом и Александро-Невской лаврой (с другой), краса и гордость северной столицы, был плотно закрыт... рекламными перетяжками.На это стали обращать внимание даже гости города. Столько, мол, наслышаны о Невском,а в чем тут красота, если везде одна навязчивая реклама?..

Она стала заселять главный городской проспект с середины 90-х годов прошлого века. Сначала появилась на остановках общественного транспорта, потом на магазинах, домах, большинство из которых сами по себе - историческая ценность. И наконец с распространением растяжек заполнила все пространство между зданиями поперек улицы, нависая над проводами, светофорами, фонарными столбами. Попытки общественности как-то с этим бороться успеха тогда не имели. Слишком дорого (в прямом смысле) стоила здесь реклама, принося в городской бюджет ежегодно не менее миллиона долларов. Это и стало главным аргументом тогдашней власти против снятия тех же перетяжек.
К счастью, общественность проявила настойчивость. А после того как город возглавила Валентина Матвиенко, удалось сдвинуть дело с мертвой, казалось, точки.
- Вся сложность заключалась в том, что прежняя администрация заключила с рекламодателями долгосрочные договоры, сроком на 8-10 лет, - говорит начальник отдела рекламы, праздничного оформления города и издательской деятельности комитета по печати Смольного Марина Баранова. - Расторжение этих договоров волевым порядком неизбежно влекло бы за собой крупные денежные потери для городской казны. Рассчитывать можно было только на взаимную договоренность. У нас был, в сущности, лишь один важный аргумент - из-за растяжек терялась знаменитая адмиралтейская перспектива, задуманная при строительстве города еще Петром Первым. То есть нарушался исторический облик города!
Аргумент оказался "убийственным". С ним согласились и рекламные компании. К слову, 18 перетяжками на Невском проспекте владели всего две фирмы. Это в какой-то степени облегчило задачу переговоров. Те продолжались не один месяц. Фирмы, соглашаясь уйти с Невского, настаивали на компенсации. В деньгах это было совсем нереально - несколько десятков тысяч долларов (по другим данным, несколько миллионов долларов). В городском центре размещения рекламы, которому Смольный поручил вести переговоры, решили пойти по другому пути. Компаниям предложили рекламные места вблизи от главного проспекта, на соседних с ним улицах. Тоже, между прочим, центральных! Компенсация составила около 600 новых мест.
Теперь Невский вновь "першпективный". Любо-дорого пройтись по нему как гостю северной столицы, так и коренному жителю. Одно огорчает: по-прежнему много рекламы на зданиях. А ведь почти каждое из них - постройки ХIХ - начала ХХ веков. Целая история - города, культуры, нравов...