ОТКУДА ОНИ ВЗЯЛИСЬ
Родоначальником жанра считается программа "Большой брат", которая вышла в 1999 году в Голландии. Ее название было позаимствовано из романа Дж. Оруэлла "1984". "Не исключено, что следили за каждым - круглые сутки, - писал Оруэлл, - Приходилось жить - и ты жил, по привычке, которая превратилась в инстинкт, - с сознанием того, что каждое слово твое подслушивают и каждое твое движение, пока не погас свет, наблюдают". Телевизионный "Большой брат" - это некий закадровый персонаж, хозяин ситуации, который поместил своих героев в замкнутое пространство и руководил их действиями, предлагая различные задания. Зрители имели возможность за всем этим наблюдать.
В нашей стране первой ласточкой жанра стало реалити-шоу "За стеклом". Создатели, украв идею у "Большого брата", поселили в выгороженном в холле гостиницы "Россия" пространстве несколько юношей и девушек. За ними из-за зеркал и сквозь закамуфлированные отверстия круглосуточно следили камеры. Зрелище было сколь чудовищным, столь и популярным. Заперев молодых людей на многие дни на съемочной площадке, создатели программы не озаботились тем, чтобы занять их чем-нибудь. Большую часть времени герои шоу слонялись без дела по комнатам, препирались, флиртовали. Зрители были в восторге. Как за рыбками в аквариуме, они могли наблюдать за людьми. Все ждали, когда же кто-нибудь с кем-нибудь переспит. Дождались-таки. Все это было настолько непривычно, что, когда продюсеры предоставили любому желающему возможность посмотреть на "застекольщиков" не на экране, а "живьем", сквозь прозрачную в одном направлении стену декорации, возле "России", как некогда в Мавзолей, выстроилась гигантская очередь.
Ну а потом пошло. Реалити-шоу появились почти на всех отечественных каналах. Большинство из них были лицензионными (то есть покупными), где героями были наши соотечественники, а характер испытаний, поведение ведущего, оформление студий, количество камер и т.д. осуществлялись строго по контракту. Появились у нас и свои оригинальные проекты, в частности, пресловутый "Дом".
КАКИМИ ОНИ БЫВАЮТ
Ныне количество реалити-шоу во всем мире огромно. Их разнообразие бесконечно. В рамках этого ТВ-направления уже существуют свои жанры. Реалити могут быть мелодрамами, производственными драмами, детективами, приключениями и т.д. Участники шоу строят дома, осваивают профессии, выживают в экстремальных условиях, борются с собственными комплексами и страхами, ухаживают за чужими детьми, ищут клады, садятся в тюрьмы, создают пары (в том числе и нетрадиционные) и т.д.
Вот содержание лишь нескольких проектов, из числа, так сказать, наиболее экзотических.
Некий британский миллионер, смертельно больной и не имеющий наследника, пригласил в дом нескольких человек, чтобы они за ним ухаживали и постарались ему понравиться. Так появилось шоу "Наследник", победителю которого по завещанию миллионера достанется четыре миллиона.
Существует реалити-шоу, главные герои которого - люди, желающие стать участниками... реалити-шоу. Им предлагаются разнообразные испытания, пройдя которые они якобы смогут принять участие в том или ином проекте. Испытания эти абсолютно дурацкие, а самих шоу с нелепым содержанием на самом деле не существует. Например, несколько молодых женщин проходили кастинг в полной уверенности, что им предстоит сразиться за руку и сердце 99-летнего нефтяного магната. Во время испытаний им, в частности, предлагалось пофантазировать, как они будут приводить в сексуальное возбуждение этого патриарха.
В американском шоу "Красавица и зануда" создаются пары из умных, но необщительных и застенчивых парней и глупеньких красавиц.
В американском же проекте "Рестлинг знаменитостей" известные певцы, актеры, телеведущие обоих полов, хорошенько потренировавшись, мутузят друг друга на ринге.
Но в принципе все реалити-шоу можно весьма условно поделить на три большие группы. Первая - когда герои оказываются в необычной, экзотической обстановке ("Последний герой"). Вторая - когда они находятся в замкнутом пространстве ("Большой брат"). И третья - что-то вроде старого девиза "Алло, мы ищем таланты" ("Фабрика звезд"). Все остальное, что называется, вариации на тему.
КТО ИХ СМОТРИТ
Галина Фролова, психолог: "Принято считать, что среди прочих слабостей во многих людях заложена страсть к подсматриванию, то есть к тайному слежению за чужой частной жизнью. И что именно эта особенность заставляет людей на протяжении многих дней смотреть реалити-шоу. Но это неверная точка зрения. Ведь любители изучать чужую жизнь сквозь замочную скважину знают, что объекты их любопытства не подозревают о слежке. В реалити-шоу все наоборот. Соглашаясь на участие в подобных программах, люди прекрасно понимают, что отныне за их жизнью будут следить миллионы. И от этого исчезает главный смак подсматривания.
Дело, скорей, в другом. Подбирая героев для очередного проекта, психологи заранее заботятся о том, чтобы среди них оказались люди с противоположным мировоззрением, люди несовместимых психофизических типов, имеющие яркую индивидуальность. Это порождает конфликты на съемках и соответственно создает некую напряженную драматургию. А поскольку количество участников реалити-шоу, как правило, довольно велико, зритель всегда может найти среди них человека, близкого ему по своим взглядам и внутренним качествам. Таким образом, болея за "своего", он может проецировать на себя все, что происходит на телеэкране. И, соответственно, кого-то из других участников ненавидеть, с кем-то спорить, с кем-то солидаризироваться. То есть моделировать ситуацию в применении к себе и менять отношение к ней в зависимости от происходящего. В художественном кино, где взаимоотношения героев разворачиваются в соответствии со сценарием, такая степень отождествления и многовариантность не возможны".
КТО В НИХ УЧАСТВУЕТ
Они, как правило, совершенно нормальные люди. Что же заставляет их делать свою жизнь достоянием миллионов обывателей? Как это ни странно звучит на первый взгляд, но многие из нас (если не большинство) совсем не против того, чтобы за нами кто-то наблюдал. Пример. В одной из продвинутых европейских стран кабельный канал "для взрослых" снимал реалити-шоу весьма щекотливого свойства. В публичном доме повсюду были установлены скрытые камеры. Они фиксировали все этапы посещения клиентами этого заведения. От момента выбора девушки до, так сказать, окончательного расчета.
Клиентами были господа весьма разных возрастов и социального положения. Когда герой очередного сюжета покидал заведение, ему сообщали о подвохе, но тут же предлагали два возможных варианта: либо ему тут же отдадут кассету с записью (плюс заверенная гарантия того, что она существует в единственном экземпляре) и он может делать с ней все, что ему заблагорассудится, либо за символическое вознаграждение он даст право на одноразовый показ этой записи в рамках шоу. Полагаю, вы уже догадались: за небольшим исключением любители женских прелестей выбирали второй вариант...
И все же, что движет людьми, которые толпами валят на кастинги реалити-шоу?
Галина Фролова: "Мой опыт работы с людьми, желающими стать участниками очередного такого проекта, свидетельствует о следующем. Лишь немногие из них рассчитывают победить и получить награду. Большинство понимает, что это лотерея. Кто-то хочет испытать себя, оказавшись в непривычной ситуации. Некоторые, устав от однообразной жизни, жаждут новых ощущений. Но в основной массе они все же стремятся к телевизионной славе. Пусть хотя бы на несколько месяцев или даже недель, но они, самые обычные люди, будут в центре внимания миллионов зрителей. Их будут обсуждать, за них будут болеть, как, скажем, за знаменитых спортсменов".
Но подобная слава имеет и один существенный недостаток: она быстро проходит. Бывают, конечно, случаи, когда участников шоу замечают продюсеры и они становятся телеведущими, моделями или начинают актерскую карьеру. Бывает и так, что участники шоу, используя свою узнаваемость, делают какой-то важный шаг в карьере. Но это происходит крайне редко. Большинству все же приходится возвращаться к прежней жизни с ее проблемами и рутиной. И вот тут довольно часто возникает депрессивное состояние. Бывали даже попытки самоубийства. Поэтому психологи, работающие с участниками реалити-шоу, продолжают какое-то время наблюдать их и по завершении телепоказа.