ПЕРВЫЙ ПОДВОДНЫЙ
Фильм "Человек-амфибия" 1961 года явился откровением, как для зрителей, так и для самих кинематографистов, ведь это был первый отечественный художественный фильм, в котором использовались подводные натурные съемки. Сегодня никого не удивишь картинами жизни морских глубин и работающими под водой артистами. А в те годы кинематографическое начальство замысел режиссеров Владимира Чеботарева и Геннадия Казанского посчитало дерзким, почти не реальным, а потому в деньгах на картину отказало. И тогда автор сценария Акиба Гольдбурт обратился за помощью к своему другу - известному драматургу Алексею Каплеру. Поставив свое имя в числе авторов сценария, Каплер придал предприятию солидности, и... деньги дали. Потом оператор Эдуард Розовский сделал пробный фильм, своего рода "черновик", в котором главных героев сыграли профессиональные спортсмены-подводники Рэм Стукалов и Галина Шурепова. Эксперимент удался. Дальше началась работа над усовершенствованием аппаратуры, разрабатывалась технология освещения, подводное пространство в Крыму, выбранное для съемок, украшалось пластмассовыми кораллами и поролоновыми водорослями, для создания эффекта тропического моря.
ФАСАД КУБИНСКИЙ, НО ИНТЕРЬЕР КРЫМСКИЙ
Для съемок современной версии "Человека-амфибии" бутафорский реквизит не потребовался. Экзотический подводный мир снимали на Кубе, в изобилующем коралловыми рифами и подводными пещерами Гуахимико, что в Карибском море. Затем съемочная группа переместилась в Гавану. Выбор страны был во многом обусловлен тем, что именно Куба сохранила атмосферу конца 50-х годов (а классический фильм во многом был успешным благодаря тому, что дышал романтикой 60-х). На Кубе было отснято примерно 80 процентов материала картины. Оставшиеся 20 доснимали в Ялте. Дело в том, что прекрасные дворцы, найденные и зафиксированные на пленку в Гаване, внутри оказались сильно запущенными и не пригодными для съемки. Поэтому фасады "брали" на Кубе, а интерьеры - в Крыму.
МЕЖДУ НАМИ КИЛОМЕТРЫ ВОДЫ...
Трудности во время подводных съемок подстерегали обоих Ихтиандров. Интересно, что первый исполнитель Владимир Коренев до начала работы в картине, по сути дела, вообще не умел плавать. А потому и ему, и его партнерше Анастасии Вертинской приходилось ночами тренироваться в бассейне Института физкультуры. В отличие от Коренева современный Ихтиандр Саид Дашук-Нигматулин (сын известного актера и мастера карате Талгата Нигматулина, погибшего при загадочных обстоятельствах от рук сектантов) обладает сертификатом дайвингиста, что, по признанию продюсеров, явилось определяющим фактором при выборе исполнителя роли главного героя.
Современный ритм съемок очень жесткий, и времени на раскачку и освоение каких-либо навыков не было. Ведь если съемочный период старого фильма длился около полугода, то современным киношникам пришлось уложиться в полтора месяца. Поэтому, пока Ихтиандр-Саид выяснял отношения с Гуттиэре на берегу, его дублер Андрей снимался под водой в костюме Ихтиандра. Ну, а те эпизоды, где главный герой плавает под водой в цивильной одежде, Дашук-Нигматулин играл сам, правда, под чутким руководством профессионалов.
САИД ДАШУК-НИГМАТУЛИН:
"Первые три дня было сложновато плавать без маски - я плохо видел, все расплывалось перед глазами. Да и без кислорода долго обходиться не мог. Но потом привык и научился быстро переключаться на подводный режим. Однажды мы должны были снимать большую сцену под водой, где я проплываю сквозь пещеру, сижу на камне, раздумываю. И все это без маски и баллона. Я расслабился, плыву, мне хорошо... Подводники начали волноваться. В итоге один из них не выдержал и сам подплыл ко мне с кислородом. Отсюда вывод: самое главное под водой - не нервничать. Когда я был спокоен, я мог пробыть под водой 1,5 минуты, а если без движения - то и 2".
...И КИСЛОРОДА ХВАТИТ НА ДВОИХ
А вот на съемках классической картины с Ихтиандром-Владимиром Кореневым произошла пренеприятнейшая история. Снимали сцену, где Ихтиандр, привязанный к якорю, опускается на дно во время приезда Зуриты. Якорь "Медузы" (шхуны съемочной группы) уходил в глубину метров на двадцать. После репетиции Коренева крепко привязали и опустили с аквалангом. Его задачей в кадре было вырываться из пут, которыми он был привязан к якорю. Начали съемку, Коренев передал акваланг подводнику и отлично отработал. После команды "Стоп!" подводник дает Кореневу загубник акваланга. И тут выясняется, что акваланг не работает. Это на глубине 20 метров! На ситуацию мгновенно среагировал другой подводник - Рэм Стукалов, находившийся рядом с режиссером, Он сбросил свой акваланг и дал его Кореневу, который даже не успел понять, что произошло. А Стукалов, вздохнув один раз из своего акваланга, без декомпрессионных остановок вышел на поверхность. Так ценой кессонной болезни Стукалов спас исполнителя главной роли. Кореневу рассказали об этом лишь после окончания съемок.
ПРОГУЛКИ ПО БИТОМУ СТЕКЛУ
Несмотря на более совершенные технологии, не обошлось без неприятных инцидентов и на современной картине. Перед съемкой одной из сцен решили проверить на прочность огромный аквариум, в который предстояло погрузиться главному герою. Аквариум доверху наполнили водой, а он возьми да лопни! Благо, серьезно никто не пострадал, если не считать мелких порезов, полученных актерами из массовки. Оказалось, что художники, проектируя аквариум, были озабочены лишь его эстетикой, а о прочности не подумали, выбрав стекло толщиной 8 мм, в то время как аквариуму предстояло вместить 2,5 тонны воды. Пришлось отложить сцену до следующего дня.
ЭЙ, МОРЯК!
Как известно, в немалой степени фильм "Человек-амфибия" обязан своим успехом шлягеру "Эй, моряк, ты слишком долго плавал". Песню, как и всю музыку к старой картине, написал тогда молодой и никому еще не известный композитор Андрей Петров. Любопытно, что с самого начала на картине работал совсем другой композитор - маститый преподаватель Гнесинки, рекомендованный Чеботареву кинематографическим руководством. Получив первые кассеты с музыкой мэтра, Чеботарев пришел в ужас: кондовый советский стиль не соответствовал замыслу режиссера, желающего видеть саунд-трек современным, стильным и романтичным. Тогда режиссер на свой страх и риск расторгнул контракт с рекомендованным композитором и пригласил на картину молодого земляка Андрея Петрова. Через 10 дней музыка к фильму была готова. А песня о морском дьяволе вошла в золотую коллекцию отечественной киномузыки. Прозвучит она и в современной версии "Человека-амфибии". Но это будет, по признанию продюсеров, единственной ниточкой, связывающей старую и новую экранизации.
АЛЕКСАНДР ГОТЛИБ, ПРОДЮСЕР:
"Мы понимали, что аналогий не избежать. А потому постарались рассказать по-своему историю любви Гуттиэре и Ихтиандра. Это даже не экранизация романа Беляева, а скорее фильм по мотивам книги. А потому отличий от классической версии будет очень много".
"Человек-амфибия", 1961 г. "Человек-амфибия", 2004 г.
Формат: Художественный фильм
Место съемок: Крым, бухта Ласпи близ Севастополя, Ялта
Ихтиандр: Владимир Коренев, 21 год, дебют в кино
Гуттиэре: Анастасия Вертинская, 17 лет, предыдущие работы в кино - "Алые паруса"
Формат: мини-сериал
Место съемок: Куба, Ялта
Ихтиандр: Саид Дашук-Нигматулин, 23 года, предыдущие работы в кино - "Граница. Таежный роман", "Моя граница", "Каменская", "Даже не думай"
Гуттиэре: Юлия Самойленко, 18 лет, дебют в кино