Андрей Соколов - очень открытый человек. Он с удовольствием рассказывает об этапах своего "большого пути", о хобби и приключениях. И поэтому известно, что в детстве у него было множество увлечений. Он занимался бальными танцами, тренировался в нескольких спортивных секциях, играл в хоккей в профессиональной команде "Крылья Советов", увлекался парашютом, а также учился в музыкальной школе. Еще известно, что лет в 13-14 в УПК (учебно-производственный комбинат, были такие) он освоил профессию слесаря-сантехника и начал зарабатывать свои первые деньги. В этом же качестве после окончания школы он уехал на БАМ, после чего смог купить свою первую машину. Вернувшись в родную Москву, поступил в авиационно-технологический институт. Но не потому, что испытывал какую-то особую страсть к самолетам, а потому, что просто побоялся сразу идти в театральный, о котором мечтал с детства. И мечта сбылась: после технарского вуза Андрей закончил Щукинское училище и Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Есть у Соколова и еще одно образование, весьма необычное: он выпускник Академии нетрадиционной медицины и является магистром белой магии. Ему вообще удается все. Как-то на съемках одного из фильмов ему надо было скакать на лошади. Андрей первый раз в жизни вскочил на коня. И сделал этот так, что потом никого не смог переубедить, что никогда не занимался верховой ездой.
Андрей Соколов - очень закрытый человек. Он никогда не рассказывает о своей личной жизни. Известно только, что в свои 42 года он так и не обзавелся семьей. Не сложилось. Все остальное - из области слухов. А их, с учетом того, что со времен "Маленькой Веры" Андрей неизменно носит титул секс-символа, - множество. Количеству приписываемых ему романов, причем только с очень известными женщинами, нет числа. Время от времени появляются слухи и о наличии у него внебрачных детей. Соколов ведет себя по-мужски: не объясняет, не оправдывается, не комментирует. Что хотите, то и думайте. А если, мол, вы хотите что-то поподробнее узнать обо мне, то - пожалуйста. Могу рассказать о работе в кино или теперь вот на телевидении.
* * *
- Андрей, каким образом вы, известный и узнаваемый актер, оказались в полуночной программе "Только для мужчин", выходящей не на самом рейтинговом канале?
- Интерес к телевидению у меня был всегда. Предложения по поводу сотрудничества с различными каналами я получал неоднократно. Но то у меня свободного времени не было, то идея, с которой ко мне обращались телевизионщики, меня не устраивала. А сейчас все совпало: и время нашлось, и концепция программы понравилась. И я решил попробовать. Что же касается канала и не самого удачного положения в эфирной сетке, то, возможно, это даже и к лучшему. Все-таки это для меня своеобразная "проба пера" на ТВ.
- В каком порядке по значимости для себя вы расставили бы телевидение, кино, театр?
- В точности в обратном: театр, кино, телевидение. Пока это так. И вот в этих стенах (мы беседовали с Андреем Соколовым в актерском баре "Ленкома". - А.С.) все зарождается и нарабатывается, а уже потом выносится из театра. Это так, даже несмотря на то, что сейчас у меня в "Ленкоме" только две роли.
- У вас трения с руководством театра?
- Это довольно провокационный вопрос, слово "трение" здесь не подходит. Политику театра определяет его художественный руководитель. Значит, он видит во мне только то, что видит. Театр - сложный организм, в нем есть много талантливых людей, но далеко не все из них играют во многих спектаклях. К тому же, будь я занят здесь больше, я бы не успевал делать многое другое.
- В Театре Луны у вас также есть постоянная роль?
- Да, там в спектакле "Таис сияющая" я играю Александра Македонского. И это одна из самых моих любимых ролей.
- Почему?
- Есть что играть. Македонский был одним из тех избранных - историей, Богом, судьбой, - кто мог позволить себе все. И, конечно, появляется огромное желание приблизиться к этому ощущению вседозволенности. Вот если бы можно было какое-то время реально пожить в этом состоянии! Правда, я не уверен, что человек сможет выдержать такую, без рамок и границ, свободу.
- А в театре не ревнуют ко всей вашей прочей деятельности?
- Нет, или почти все так живут.
- Это связано с деньгами?
- Не только. Дело в том, что в театре ты служишь, и по большому счету здесь ограничен выбор того, чем ты можешь заниматься. А на стороне есть возможность придумывать и воплощать в жизнь проекты, которые будут интересны тебе самому. И деньги здесь основной роли не играют, куда важнее возможность самореализации.
- То есть вы можете себе позволить работать не только для заработка?
- Интерес к работе мне был важен всегда. И более того, в случаях, когда я работал только ради денег, как-то так получалось, что полученные деньги сразу куда-то исчезали. То ли машина в аварию попадала, то ли еще какое-то ЧП происходило. Деньги, что и говорить, хорошо, но интерес к работе на первом месте.
- Вы долгое время отказывались от участия в сериалах, а потом пошло: "Зал ожидания", "Линия защиты", "Близнецы" и так далее. Вот и сейчас на Первом канале идет "Красная площадь" с вашим участием. Это-то продиктовано заработком?
- Денежный момент здесь, конечно, важен, но и в этом случае творчество он не перевешивает. Все-таки многое за последнее время изменилось. Во-первых, уровень многосерийных фильмов возрос. Например, "Близнецы" снимались практически по той же технологии, что и большое кино. На телевидении сегодня жесткая конкуренция и халтуру сложно продать. Второе, если нет большого кино как такового (а оно только началось у нас возрождаться), то опыт уходит. А когда актер не работает, он теряет навыки, и его мастерство пропадает. И остается либо расстаться с профессией, либо работать. Я выбрал второе.
- В "Адвокате" много трюковых сцен. Фильм снимался в экстремальных условиях?
- Но это же кино - великая иллюзия. Естественно, мы стремимся к тому, чтобы картинка на экране выглядела максимально достоверно. Но технику безопасности соблюдаем. Риск же возникает из-за недочетов в работе каскадеров, администрации и так далее. Например, снимается авария, и вдруг откуда-то выскакивает машина, которой не должно быть в кадре. И на площадке начинает твориться черт знает что.
- Во время съемок вы не раз попадали в чрезвычайные обстоятельства. Например, на сериале "Смотрящий вниз" вас контузило.
- Да, это была жуткая история. По ходу съемок меня должны были ранить. И для большего эффекта постановщик трюка использовал в посадке двойной заряд. К тому же пришил мне ее не на плечо, а на ключицу, то есть прямо под ухо. Когда эта посадка шарахнула, то моя барабанная перепонка, слава Богу, не порвалась, но выгнулась в другую сторону. Мне ее исправляли в хирургическом отделении. И потом несколько следующих месяцев я не мог летать на самолетах, а с перепонкой мучился еще около двух лет.
- В чрезвычайные обстоятельства вы попадали не только на съемках. Вот однажды, прыгая с парашютом, успели его раскрыть.
- Да, парашют долго лежал, и стропа, которая выдергивается через кольцо, примерзла. Я дергаю раз, другой, третий - ничего не происходит. К счастью, инструктор, находившийся рядом, ко мне спустился, разорвал стропу и открыл запасной парашют. Еще был случай, когда у меня не раскрылись ни основной, ни запасной парашюты, и мы спускались на парашюте инструктора.
- Вы что - по натуре человек экстремальный?
- Думаю, я нормальный человек, и не понимаю, почему мои увлечения считаются экстремальными.
- Вы ведь еще и охотой увлекаетесь?
- Это нормальное мужское увлечение.
- Как и у каждого охотника, у вас, наверное, есть достижения, которыми вы особенно гордитесь?
- Хвастаться не буду. Больше всего мне нравится не столько сама охота, сколько подготовка к ней. Чистка ружей, дорога, обустройство места... Ведь не важно, кого ты застрелишь, важны компания и ощущение свободы, единства с природой, которое при этом присутствует. Трофеи, конечно, имеют значение, но это не самоцель.
А вот самое последнее охотничье воспоминание - как этой весной я промазал по глухарю. Компаньоны вывели на глухаря, который сел почти вертикально надо мной, так что стрелять было очень неудобно. Оттого и промахнулся.
- Кроме актерской работы, вы выступаете еще и в роли продюсера и режиссера. Надо ли брать на себя так много?
- Я уже давно привык к такому ритму. Когда интенсивность жизни падает, мне сразу начинает чего-то недоставать. Думаю, это нормально. Жизнь должна быть многогранной. Так получилось, что я рано стал взрослым. Мама всю жизнь посвятила мне. Она всерьез занималась моим воспитанием. Я ходил в музыкальную школу, играл на баяне, занимался танцами, плаванием и хоккеем. Работать пошел в тринадцать лет и с пятнадцати из дома не брал ни копейки.
- Вам не кажется, что при бешеном темпе жизни человек мельчает и его душа просто утрачивает способность, как говорится, к полету?
- Согласен. Но когда у меня наступает момент душевной усталости, я просто-напросто бросаю все дела и отдыхаю. Такие передышки не только дают возможность набраться сил, но и позволяют по-новому взглянуть на свою работу, чуть-чуть по-другому оценить свою жизнь. Последняя остановка была у меня несколько месяцев назад. Я бросил все и улетел на неделю в Израиль, вернулся в Москву и снова взялся за дела... Хотя ощущение того, что из-за такого ритма мы часто не успеваем проживать по-настоящему глубоко саму жизнь, иногда возникает.
- Жизнь проносится мимо?
- Нет, не то чтобы она проносится мимо. Просто мы не успеваем дойти до сути того, что с нами происходит, разобраться в себе, в своих чувствах. Из-за чего вкус жизни отчасти утрачивается.
- В поставленном вами спектакле "Койка" есть такая фраза: лучшее лекарство от всех болезней - женщина. Согласны ли вы с этим утверждением?
- Да, женщина - одно из лучших лекарств, это точно. Считаю, что пока замечаешь женщин, восхищаешься ими, - ты жив.