КТО КОГО ПЕРЕЖИВЕТ
75 лет назад, 7 июля 1930 года, Шерлок Холмс осиротел. Скончался Артур Конан Дойл, законный литературный родитель великого сыщика. Баснословная популярность этого детектива-любителя, которому многие профессионалы в подметки не годятся, еще при жизни автора набрала такую силу, что читатель постоянно требовал новых и новых историй о подвигах непревзойденного мастера разгадывания криминальных головоломок.
Английские критики твердо уверены, что из всех героев мировой беллетристики Шерлок Холмс - самый-самый. С этим можно согласиться, если учесть огромное количество изданий "Записок о Шерлоке Холмсе" на разных языках, включая русский, и бесчисленные киноверсии, включая наш отечественный сериал, - обязательное блюдо в меню любого телеканала.
Не так уж много в мире музеев, посвященных литературным героям. Музей Шерлока Холмса в Лондоне на Бейкер-стрит, 221-Б - из их числа. На фасаде табличка: "Шерлок Холмс, сыщик-консультант". На вешалке в кабинете - знакомая клетчатая кепка и боксерские перчатки, на столе - скрипка в футляре, рядом - еще не остывшая трубка. И после смерти своего создателя книжный персонаж часто живет почти реальной жизнью. Законы биологии на него не распространяются. Его долгожительство зависит от других законов.
РЕВНОСТЬ РАЗНАЯ БЫВАЕТ
В течение тридцати с лишним лет, которые отдал Конан Дойл великому сыщику, их отношения не всегда были безоблачными. Сэр Артур временами выказывал недовольство своим героем. Корней Чуковский засвидетельствовал, что однажды при встрече с ним писатель в сердцах признался: "Если бы знали, до чего мне надоело считаться автором одного только Шерлока Холмса!" Мировая слава вымышленной фигуры затмила популярность самого творца и отодвинула в тень другие его произведения. Конан Дойл был автором семи десятков книг, в числе которых приключенческие, исторические и научно-фантастические романы и даже три тома стихотворений.
А теперь представим себе диалог на эту тему между Шерлоком Холмсом и доктором Ватсоном.
- Как вы объясните такое отношение к себе, Холмс?
- Видите ли, дорогой Ватсон, мы имеем дело с ревностью.
- С ревностью к кому?
- К самому себе.
- Как вы это установили?
- Элементарно, мой друг! Логическим путем, - заключил разговор виртуоз дедуктивного метода.