- Пела в Мадриде, в Teatro Real, "Пиковую даму", - начала рассказывать Елена Васильевна. - Выступала там с Пласидо Доминго. Эту грандиозную постановку он перенес из своего театра в Лос-Анджелесе. Вообще я партию Графини пою уже 40 лет, впервые исполнила ее совсем молодой девчонкой - представляете, каково мне было тогда изобразить "осьмидесятилетнюю каргу"! Потом целую неделю приходила в себя: руки, ноги дрожали...
- Вы ведь с некоторых пор и драматическая актриса. Что происходит на этом поприще?
- Время от времени Роман Виктюк начинает опять репетировать со мной "Венеру в мехах" и "Не стреляйте в маму" - спектакли, которые мы уже играли. Репетирует - потом бросает, снова репетирует - снова бросает... Чем это кончится, думаю, лучше спросить у него самого.
- Год назад в интервью нашей газете вы признались, что увлеклись исполнением джаза...
- Я спела с саксофонистом Игорем Бутманом в конце прошлого года в Большом зале филармонии в Ленинграде. Мы исполняли Гершвина, Керна, Эллингтона - джазовую классику 20 - 30-х годов. Новую встречу с джазовой публикой Московского дома музыки жду в конце декабря.
- А какие еще яркие впечатления от прошедшего года?
- Я столько работала, ездила со спектаклями, концертами... На что-то другое просто не оставалось времени. Единственное - посетила выставку Франко Дзеффирелли в Москве. Он гениален не только как режиссер, но и как художник: какие дивные костюмы к спектаклям, фильмам!
- Вы же когда-то делали с ним "Сельскую честь" в театре "Ла Скала", потом - фильм по этому спектаклю, после которого Дзеффирелли сказал, что в его жизни были три открытия - Анна Маньяни, Мария Каллас и Елена Образцова...
- Я счастлива, что он обо мне такого мнения, и молюсь, чтобы состоялась новая наша работа.
- Опять опера?
- Нет, игровой фильм. Франко уже несколько раз звонил мне, говорил, что ищет сюжет.
- С дочкой дуэтом поете?
- Мы много раз давали совместные концерты - в Ленинграде, Ярославле, Мадриде... Она - замечательная исполнительница музыки барокко. Кроме того, и в опере поет, у нее много ангажементов с Монтсеррат Кабалье.
- Ну да, она же в Испании живет. Не скучаете по ней, по внуку? Не было мысли бросить все и устроиться поближе к ним?
- Очень скучаю, но из России никогда не уеду. Если уж раньше не уехала, то теперь и подавно.
- Что, у нас публика "теплее"?
- Не в этом дело. За рубежом, бывает, встречают и более восторженно, но по глубине чувствования музыки наш слушатель, наверное, не имеет себе равных.
- Ну и с русскими партнерами вам, видимо, комфортнее на сцене?
- Конечно, потрясающим партнером был Володя Атлантов. И Евгений Нестеренко, и Юрий Мазурок тоже. Замечательно пела Тамара Милашкина. А какая певица - Ирина Архипова! Авдеева, Леонова, Никитина - у нас в Большом была удивительная меццо-сопрановая группа.
- Много лет нет на свете вашего супруга - дирижера Большого театра Альгиса Жюрайтиса. Время врачует боль или обостряет?
- Нет, оно ничего не изменило в моем чувстве: я как любила Альгиса, так и люблю. Он был необыкновенным человеком, мужчиной... Элегантным, страстным, нежным. А как прекрасного музыканта его до сих пор вспоминают многие вокалисты, оркестранты.
- Внук собирается продолжить музыкальную династию?
- Вы представляете, у него совершенно нет слуха! Одно время он очень хотел стать ветеринаром, но сейчас, к 16 годам, увлекся спортом - футболом и карате.
- Ваши ближайшие крупные проекты?
- Хочу спеть в Большом "Бал-маскарад". Вообще весь следующий сезон будет у меня посвящен прощанию с ролью Кармен. Уже договорилась с несколькими театрами России и зарубежных стран, что объеду их с прощальным туром.
- Надеемся, это не прощание со сценой вообще?
- Что вы, мне бы хотелось сперва умереть, а уж потом попрощаться со сценой... Если серьезно, планов много. Сейчас еду в Японию в Летнюю школу, где уже много лет веду мастер-классы. В сентябре запланирована громадная поездка на Дальний Восток, куда я повезу лауреатов своего конкурса - тех, которые в этот момент будут свободны от работы, от гастролей. Мои сольные концерты пройдут во Владивостоке, Уссурийске и Хабаровске. В октябре - начале декабря я снова в Японии... А еще я задумала грандиозный фестиваль искусств в Петергофе - по образцу Зальцбургского. Хочу возродить петергофский Оперный дом и пригласить на постановку Дзеффирелли.
- Как дела с подготовкой вашего очередного международного конкурса вокалистов?
- Он состоится в сентябре 2005 года. Но знали бы вы, как трудно певице, тем более гастролирующей, заниматься организационными делами, особенно сбором денег! Я приглашаю в жюри великих певцов - Джоан Сазерленд, Ренату Скотто, Федору Барбьери - и хожу с протянутой рукой, прошу у спонсоров... Не для себя стараюсь - для нашей молодежи, для ее профессионального роста, для того, чтобы эти великие музыканты поделились с ней опытом. Я всю жизнь работала с великими режиссерами, дирижерами, певцами - а теперь не могу попасть к ответственным начальникам в кабинет! Их секретарши меня не допускают. Страшно обидно, что меня, всю жизнь прожившую на Родине, не хотят слушать. Вот перед теми, кто когда-то уехал, а потом вернулся на белом коне, заискивают, ножкой шаркают.
- Удивительно, как вас хватает на все. Вы придерживаетесь какой-то системы физической подготовки, диеты, чтобы вот так постоянно находиться в форме?
- На диете приходится сидеть, потому что без нее сразу начинаю полнеть. Диета белковая: мясо, рыба, морские продукты, яйца. А еще салат, чуть-чуть сои и ананас. Вот и все, что я ем. Ну а дополнительные физические нагрузки артисту, постоянно работающему на сцене, просто не нужны: там и без того сумасшедшая отдача энергии.
- К услугам косметологов прибегаете?
- Есть в Челябинске замечательный пластический хирург. То я к нему летаю, то он ко мне.
- Какую главную мудрость вы вынесли за свою жизнь?
- А никакой другой мудрости, кроме любви к людям, к Божьему миру, и нет. Ты просыпаешься утром и видишь небо, солнце, дождь, деревья, цветы, и в тебе это вызывает восторг. Ты странствуешь по разным городам, поешь и слушаешь музыку, смотришь великую живопись, читаешь талантливые книги, восхищаешься старинной архитектурой - все это тоже любовь к творениям рук человеческих. В любви к детям, мужчине, другу - самая большая мудрость.
- Есть ли у вас несбывшаяся мечта?
- Я пела на всех основных сценах и концертных площадках мира, а вот в православном храме еще ни разу. Как-то, правда, исполняла в концертном зале с хором Минина "Да исправится молитва моя" Павла Чеснокова и мне казалось, что я стала немножко ближе к небесам.
Беседу вели