Выступая на прошлой неделе в подкомитете палаты представителей американского конгресса по правам человека, этот 38-летний эскулап поведал леденящие кровь истории об операциях по удалению органов у приговоренных к смерти китайских заключенных сразу после их казни. Он заявил, что снимал со смертников кожу для пересадки ее пострадавшим от ожогов - ему, дескать, довелось участвовать по меньшей мере в сотне подобных операций. По словам Вана, замыслить побег из Китая его заставил случай, когда в октябре 1995 года ему чуть было не пришлось сдирать кожу с заключенного, не умершего сразу после выстрела в затылок и бившегося в конвульсиях.
Реакция официального Пекина на "ужастики" из уст врача-диссидента не заставила себя долго ждать. О том, как на самом деле обстоят дела с удалением органов у смертников в китайских тюрьмах, шла речь на специально созванной пресс-конференции в китайской столице.
Свое выступление заместитель начальника тяньцзиньского госпиталя вооруженной народной полиции Тянь Фумин предварил рассказом о личности самого автора скандальных откровений. Выяснилось, что на самом деле Ван Гоци работал в ожоговом центре детского отделения этого госпиталя на ставке санитара - занимался первичной обработкой обычных ожогов и ни по образованию, ни по опыту не имел квалификации для проведения сколь-либо сложных операций, не говоря уже о пересадке кожи. Более того, продолжил Тянь, этот госпиталь не располагает необходимым оборудованием для пересадки человеческих органов, не говоря уже о специальных хранилищах для их консервации с целью последующей продажи на сторону.
За время работы в этом медучреждении Ван Гоци, как следовало из слов его старшего коллеги, однажды был пойман за руку в момент продажи пациентам лекарств, которые получал бесплатно из больничной аптеки. За эту "предприимчивость" пройдоха схлопотал строгий выговор от начальства.
По словам заместителя директора канцелярии по делам информации тяньцзиньского муниципалитета Чэнь Су, в городских тюрьмах строго следят за соблюдением соответствующих правовых актов. Согласно им, для удаления и пересадки органов после приведения в исполнение смертного приговора требуется заранее заручиться письменным согласием осужденных либо их родственников, а также иметь санкцию судебных органов и медицинских служб. В Китае, заявил Чэнь, закон не позволяет никому обращаться самовольно с трупами смертников, и исключения из этого правила недопустимы. Таким образом, делают вывод официальные китайские представители, россказни Ван Гоци продиктованы единственной целью - стремлением впечатлить аудиторию американских законодателей и добиться политического убежища. В пользу такого предположения говорит и тот факт, что соавтором "сочинений" Вана выступил другой противник правящего в КНР режима - некто У Хунда, широко известный в диссидентских кругах как Гарри Ву.
Между тем придание огласке злословных наветов из уст китайского медика пришлось весьма некстати - в тот самый момент, когда Пекин стремится предстать в наиболее выгодном свете в преддверии предстоящего голосования 13 июля на сессии Международного олимпийского комитета в Москве по кандидатуре города-хозяина Олимпиады-2008. Это не говоря уже о том, что на Капитолийском холме ряд конгрессменов призвали запретить поездки в США китайских врачей под тем предлогом, что те, дескать, смогут использовать стажировку для овладения навыками трансплантации органов и поиска потенциальных клиентов из числа толстосумов.
Справедливости ради стоит отметить, что на той же пресс-конференции китайским представителям так и не удалось полностью склонить аудиторию на свою сторону. В частности, без ответов остались такие острые вопросы представителей западной прессы, как о количестве смертников, добровольно пожертвовавших свои органы для медицинских целей, о причинах запрета на осмотр родственниками тел казненных до кремации, а также о госпиталях, имеющих разрешение на проведение такого рода операций.