Летящий в сторону Аляски по трассе военных времен Алсиб (Аляска - Сибирь) старенький Ли-2
Летящий в сторону Аляски по трассе военных времен Алсиб (Аляска - Сибирь) старенький Ли-2 перевалил уже Верхоянский хребет и полюс холода в Оймяконе. Позади у экспедиции "Дорогами отцов", информационным спонсором которой является газета "Труд", приленский речной городок Киренск, столица алмазного края Якутск.
В Киренске на несколько суток задержались. Ливневые дожди расквасили грунтовую, как и в войну, взлетно-посадочную полосу местного аэродрома. В те дальние годы на ее просушку и трамбовку мобилизовывали всех дееспособных жителей, чтобы бесперебойно отправлять на запад прилетающие из-за океана истребители и довольно тяжелые бомбардировщики. Экипаж экспедиции на это не претендовал, наоборот, с удовольствием воспользовался гостеприимством горожан, для которых этот перелет - событие, напоминающее о том, как в военное лихолетье здешняя глухомань - сюда и сегодня-то только по воздуху да по реке Лене добраться можно, - оказалась одним из ключевых перекрестков на историческом маршруте.
Не менее радушно принимали экспедицию в Якутске, где когда-то располагался штаб авиадивизии и где по сей день живет несколько ветеранов трассы. Особенно трогательной была встреча с человеком, который хотя и не ветеран, но стал признанным летописцем "Алсиба" - И.Е. Негенбля. Судьба его драматична. Авиаинженер, он несколько лет отработал в Якутском аэропорту, но сильно простудился и стал инвалидом - у него парализованы ноги. Но связи с авиацией не утратил: начал записывать рассказы местных ветеранов - полярных летчиков, пилотов-перегонщиков, завязал связи с энтузиастами истории от Москвы до самой до Аляски, собрал богатый архив фотографий и с помощью, как говорится, общественности издал уже полтора десятка книг о ставших родными северах, в том числе и об эпопее Алсиба. Последняя из них, наиболее полная, вышла только что, и заинтересованный читатель может узнать из нее не только о драматических событиях на трассе и людях, на ней работавших, но и о том, как умело сражались советские летчики на полученной от союзников авиатехнике. Подарив на прощанье членам экипажа по экземпляру "Трассы мужества", Иван Ефимович пожелал им благополучно перелететь коварный Верхоянский хребет и мягко приземлиться в Сеймчане на Колыме.