Проповедь Предтечи о наступающей новозаветной эпохе оказалась далеко не столь радостна и "оптимистична", как, наверное, могли бы ожидать его современники - все те, кто надеялись на скорое пришествие Искупителя. Иоанн призывал людей отнюдь не к бездумному ликованию и легкомысленной беззаботности, но к искренним и глубоким вере и покаянию - двум состояниям души, без которых ни один человек не может встретиться с Богом. Ныне его проповедь остается столь же актуальной, что и тогда, в дни явления миру Христа, принявшего крещение от Иоанна.
...Храмов, освященных в честь сегодняшнего праздника, в Москве немного - всего три. Самый известный из них - храм на Пресне, надежно спрятавшийся в здешних переулках. Но несмотря на такую "маскировку", церковь эта хорошо известна москвичам. Она никогда - даже в годы советской власти - не закрывалась.
Духовенство храма Рождества Иоанна Предтечи стремится к тому, чтобы лежащие в основании его учения вера и преображение "внутреннего человека" через покаяние целиком определяли жизнь пресненского прихода. При церкви есть воскресная школа для детей и катехизическая группа для взрослых; духовенство храма посещает соседнюю больницу, исповедуя и причащая недужных; в приходе налажена и помощь малоимущим.
Вот уже несколько десятилетий настоятелем храма является один из старейших и известнейших московских священников - протоиерей Николай Ситников. Впервые в храм на Пресне о. Николай попал в 1954 году - начал помогать в алтаре, читать на клиросе; в 1957-м он был рукоположен в диаконский сан, в 1961-м - стал священником. Все это время служил здесь же - на Пресне. С 1970 года протоиерей Николай стал настоятелем храма. Сегодня, как и в прошлые годы, он многое делает для реставрации и благоукрашения храма и его святынь.
В храме на Пресне среди особо чтимых икон, конечно же, есть и изображения святого Иоанна Предтечи. Одно из них, относящееся к первой половине XVII столетия, всегда вызывает недоуменные вопросы со стороны людей, еще не знакомых с традициями православной иконописи. Предтеча изображается здесь с двумя широкими крыльями за плечами. Икона имеет необычное название - "Ангел пустыни". Почему же святой Иоанн, который, конечно же, был обычным человеком, изображается в ангельском образе?
Предтеча много лет провел в пустыне, живя отшельнической жизнью. Именно поэтому он всегда воспринимался в православной традиции как предшественник монахов-пустынников, как образец для подражания в иноческом житии.
Итак, изображаемые на иконе крылья есть образ, символ окрыленной благодатью Святого Духа человеческой души. Крыло всегда напоминает нам об одних из самых загадочных существ - о птицах. Люди лишены крыльев и в отличие от птиц, поднимаясь на вершины гор, вынуждены с трудом восходить по ненадежным и скользким тропинкам. Птицам незнакомы подобные трудности в несколько взмахов крыльев они перелетают через бездны пропастей. Той же легкости полета (правда, уже в духовной жизни) призван научиться и человек. Он должен окрылиться Святым Духом и стремительно вознестись на обретенных им крыльях - подобных тем, что мы видим на иконе у земного ангела и небесного человека, у пустынножителя и пророка святого Иоанна Предтечи.