Вот и сейчас: ряд западных стран во главе с США разрешили Украине использовать
Вот и сейчас: ряд западных стран во главе с США разрешили Украине использовать дальнобойное иностранное оружие для нанесения ударов вглубь российской территории. Налицо очередной виток эскалации конфликта. Чем все грозит обернуться?
Федор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»
— Увы, напряжение растет. Хотя публичные дискуссии об использовании дальнобойных вооружений — дело лукавое. В том или ином виде оно уже применялось. А сейчас вовлечение НАТО в конфликт будет расширяться. Российское руководство оказалось перед трудным вопросом: что должно произойти в случае применения этого оружия, чтобы ответные меры затронули государства НАТО? Я, надеюсь, говорю о гипотетических сценариях, но они в любой момент могут стать реальностью. Ведь удар по натовским объектам и подразделениям поставит уже перед западными лидерами и военными все тот же вопрос: а как на это реагировать? Считать ли нападением, которое обязывает страны блока задействовать статью 5 о коллективной самообороне? Положение Украины тяжелое, Киев, вероятно, воспользуется правом на применение указанных видов вооружения. И чтобы вас не очень пугать, добавлю: вокруг сценария столкновения НАТО и РФ много блефа и информационного шума. Есть основания считать, что ястребиная риторика того же Макрона вызвана стремлением привлечь часть французских избирателей.
Олег Шеин, депутат областной думы Астрахани
— Прав был Эйнштейн, когда говорил: если случится Третья мировая, четвертую будут вести уже дубинками и палками. Проблема «горячих голов» касается нас тоже. Включите телевизор: там полно призывов жахнуть, нанести ядерные удары. Но почему эти люди в студиях не желают думать, что такая же участь может постигнуть Москву, Казань, Волгоград, ту же Астрахань? Во времена Советского Союза во внешней политике провозглашались лозунги «Миру — мир!» и «Нет войне!». А сейчас нас призывают сплотиться под лозунгом «Жахнем!»... И Первая, и Вторая мировые войны возникали не вдруг, а шаг за шагом — и все пошло по самым страшным сценариям. Сейчас из-за ядерного фактора ставки взлетели. Хочу верить, что сохранились остатки разума у тех, от кого зависят жизни миллионов жителей Земли.
Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ
— Ставки повышаются. Остается надеяться на то, что у политиков все-таки хватит здравого смысла не довести ситуацию до Третьей мировой. Сейчас сложно отделять стремления к военному обострению и информационные вбросы. Те же слова Макрона про участие в конфликте солдат НАТО — это во многом работа на внутреннюю аудиторию, желание Макрона привлечь «правый» электорат Ле Пен, неравнодушный к милитаристским заявлениям. А Вашингтон стремится, чтобы конфликт продолжался в каком-то виде до ноябрьских выборов президента, для него важно, чтобы Киев не потерпел критических поражений. Впрочем, и при Трампе вряд ли конфликт угаснет. Москва и Вашингтон, вероятно, активизируют контакты, но какие плоды принесет диалог, не знает никто.
Виктор Ерофеев, писатель
— Полагаю, мы на пороге нового Карибского кризиса. Ощущение, что вот-вот может полыхнуть. Тех, от кого зависит жизнь на планете, призвал бы задуматься. Надо искать компромиссы. Помните: компромисс — это не слабость, а искусство договариваться. Ведь если откроется ядерный ящик Пандоры, победителей уже не будет. Праздновать и размахивать знаменами не придется. К моей горечи, я совершенно не понимаю, где у политиков заканчивается желание торговаться и начинается стремление уничтожать.