
Маршалу Жукову не привыкать к ударам. Его били и враги, и свои, вожди и соратники. И вот еще один удар в спину. В минувшее воскресенье в Харькове националисты, набросив петлю, свалили памятник Георгию Жукову возле Дворца спорта, а на его место воткнули флаг Украины. Той самой, которую маршал освобождал от фашистов. Поверженную статую молодчики били молотками и топорами.
Во время сноса памятника в этом самом Дворце спорта проходил съезд партии мэра Геннадия Кернеса «Доверяй делам». Погромщики не скрывали, что их варварская акция направлена на устрашение тех сил в русскоязычном Харькове, которые имеют смелость требовать возврата к историческим корням. Полиция завела два уголовных дела по статьям «Хулиганство» и «Угроза или насилие в отношении работника правоохранительного органа», но судебные перспективы у дел, касающихся шабашей бандеровцев, близки к нулю. Достаточно вспомнить трагедию в Одессе.
Привычная ситуация, когда 5% «истинных украинцев» диктуют свою волю 95% «потенциальных капитулянтов и соглашателей с москалями» (именно так поделил страну известный националист Дмитрий Корчинский).
Все ждали внятной реакции нового президента Украины, которого и выбирали в надежде унять «бандитскую вольницу» под флагом самостийности. Штаб Владимира Зеленского вроде бы не одобрил снос памятника маршалу Жукову в Харькове, но на всякий случай заявил, что Москва не должна «вмешиваться» с осуждением вандализма, это внутреннее дело Украины. К тому же, как объясняют представители нового президента, памятники советской эпохи сносятся законно, в рамках закона «О декоммунизации». Мол, все погромы оформлены как надо...
Но тем временем о готовности восстановить памятник на пожертвования заявил градоначальник Харькова. Инициатива о возвращении проспекту имени Георгия Жукова, в поддержку которой публично выступил мэр накануне, набрала в Харькове необходимые 5 тысяч голосов за сутки. Но в Украинском институте национальной памяти, ныне главной инквизиции, настаивают: Жуков занимал высокие посты в СССР, а значит, его память подлежит искоренению.
Вся эта возня больно ранит тех, для кого история не дышло, которое можно поворачивать так и этак в зависимости от того, какие ветры дуют на дворе. Каждый, кто хранит память об отцах и дедах, воевавших с фашистами и освобождавших Европу от коричневой чумы, может напомнить о роли полководца в тех победах, добытых кровью и потом. С марта по май 1944 года под началом командующего Первым Украинским фронтом Георгия Жукова была проведена Проскуровско-Черновицкая операция, позволившая освободить от врага Хмельницкую область, большую часть Винницкой, Тернопольской и Черновицкой областей. Первый Украинский очистил от немцев 57 городов, а летом 1944-го под Бродами разгромил и дивизию СС «Галичина», состоявшую из местных коллаборационистов, чьи идейные наследники и бьют сегодня в спину победителям фашизма. Остается верить, что и на этих бандеровцев найдется свой Жуков.
Нового президента Украины пытаются сразу поставить в жесткие рамки, так как любые его шаги к диалогу или поиску компромиссов по Донбассу будут жестко пресекаться извне и изнутри руками этих бандеровцев. Попытки откреститься от наследия Петра Порошенко с убитыми журналистами, сожженными заживо активистами в одесском Доме профсоюзов, запретом на русский язык могут дорого обойтись занявшему президентское кресло шоумену. К примеру, идея Зеленского сделать Украину притягательной для ее восточных областей уже наталкивается на законопроект старой Рады, предлагающий конфисковать имущество у жителей Донбасса, получивших российские паспорта.
Первый заграничный вояж Владимира Зеленского — в Брюссель — продемонстрировал его готовность сохранять курс на конфронтацию в отношениях с Москвой. В беседе с Дональдом Туском много общего выявилось у Киева с польским подходом к России. Кстати, не так давно в Гданьске во время «Ночи музеев» со скандалом запретили исполнение знаменитой советской песни военных лет «Темная ночь» и выгнали местных музыкантов на улицу. Предлог универсален для Восточной Европы, отрицающей свое прошлое: песня-то советская, а их приказано забыть.