Украинский «Нафтогаз» начал взыскивать с российского газового холдинга 2,6 миллиарда долларов, которые присудил Стокгольмский арбитраж
У «Газпрома» в Европе крупные финансовые неприятности. Украинский «Нафтогаз» начал взыскивать с «Газпрома» через местные суды 2,6 млрд долларов, присужденных решением Стокгольмского арбитража. Наш монополист не согласился с решением шведских арбитров, требуя справедливого взаимозачета - за недоданный нами транзит против не дозакупленного Украиной газа. «Газпром» направил апелляцию в суд округа Свеа с требованием отменить сомнительное решение и...
Надо сказать, что при обращении в Стокгольмский арбитраж для решения делового спора стороны заранее признают, что его решения будут обязательными для исполнения, окончательными и не подлежащими пересмотру. Потом можно опротестовать процедуру. Адвокаты «Газпрома» догадались, что в Стокгольмском суде подменили арбитра, и требуют на этом основании полной отмены судебного решения. В российской компании считают, что в процесс принятия решения арбитров вмешался посторонний. Доказать это трудно.
Тем временем «Нафтогаз» начал процесс взыскания «Газпрома» 2,6 млрд в зарубежных судах - не только в Швейцарии, но и в Нидерландах и Великобритании. Швейцарские власти пришли с обыском в офис «Газпрома», где описали имущество его дочерней структуры — Nord Stream, оператора газопроводов «Северный поток» - 1 и 2. Теперь тоже самое повторилось в Нидерландах. По сути, акции уже заморожены, хотя «Газпром» уверял, что уведомления не получал. Получит. Успокаивать себя, что пуля пока не долетела, можно, но недолго.
Представители «Нафтогаза» делятся: «В Европе будет повод еще раз задуматься, насколько надежными являются эти обходные газопроводы». Они, в частности, не исключили перспективы ареста газа российской компании в подземных хранилищах Европы. Цель Киева не скрывается: ударить по самым чувствительным активам и остановить убийственный для него обходной транзит на будущее. Это даже важнее, чем сейчас срубить денег с Москвы. Тем более, что за этим наступлением на РФ, как и за заключением Стокгольмского арбитража, явно маячит носитель другой мовы - англосаксонской.
The Financial Times в статье «Эскалация спора российского газового гиганта с Украиной» отметил, что президент Порошенко дал указание «Нафтогазу» нанести удар по «Северному потоку», арестовав пакеты акций оператора. Тем не менее, по оценке делового издания, перспективы взыскания денег в пользу Украины - смутные. Но угроза захвата активов дает Киеву рычаг на переговорах с «Газпромом» по транзиту через свою территорию.
Английский The Economist отмечает рекордные продажи «Газпромом» газа в Европе, но указывает, что компания попала в прицел Америки. Российские подозрения насчет того, что Трамп политическими средствами обеспечивает экспорт своего газа в Европу, кажутся аналитикам The Economist вполне обоснованными. То, что происходит между Украиной и «Газпромом», явно задумано в Вашингтоне. Но это слишком крупная компания, чтобы так просто торпедировать ее планы по «Северному потоку», делает вывод издание.
Развязная уверенность Украины в судах по явно проигрышным делам основана на поддержке из Брюсселя. Вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович уверен, что Украина должна оставаться важной транзитной страной после завершения к 2020 году контракта с «Газпромом». Но с какой стати Евросоюз вмешивается в спор хозяйствующих субъектов?
Вопрос риторический...