В России растет поколение паралимпийских чемпионов

В подмосковном Пересвете прошли тренировочные сборы юных следж-хоккеистов 

С 28 мая по 4 июня в подмосковном Пересвете проходили тренировочные сборы юных следж-хоккеистов. Команды разъехались в разные регионы страны с багажом новых знаний, навыков и умений, а также с сертификатами Детской следж-хоккейной лиги и пряничными домиками, собственноручно ими расписанными глазурью.

Программа сборов выполнена — все спортсмены прошли интенсивную программу по спортивной подготовке, медицинское обследование и получили огромный заряд бодрости, дружеского настроя на дальнейшую работу над собой и в команде, а некоторые стали обладателями путёвки в Международный летний лагерь «I play sledge hockey», что состоится уже в июле так же, в парк-отеле «Пересвет». Своё участие в лагере уже подтвердили пять стран — Япония, Финляндия, Чехия, Словакия и, конечно же, Россия.

Список российских участников уже представлен на сайте Детской следж-хоккейной лиги. Предстоит большая работа по подготовке новой спортивной истории детства, на этот раз она будет сразу на нескольких языках мира.

Более недели с юными спортсменами работал, в частности, основной вратарь сборной России по следж-хоккею, серебряный призер Паралимпийских игр 2014 года Владимир Каманцев. Вот что он рассказал корреспонденту «Труда» при нашей встрече в Пересвете:

– Нас еще не восстановили в Международном Паралимпийском комитете, так что сборная России пока даже не имеет права принимать участия в каких-либо турнирах. Только играем по старой дружбе у чехов на турнире в Злине, который проводится не под эгидой Международного паралимпийского комитета. И перспективы пока не ясны, мы пока даже не знаем — когда будет решаться вопрос с нашей сборной.

Я по-прежнему выступаю на чемпионате России за клуб «Удмуртия», уже семь лет. Сборную России продолжают привлекать к тренировочным сборам – вот недавно они закончились, 27 мая.

 

Вратарь национальной сборной России Владимир Каманцев рассказывает корреспонденту «Труда» о работе с малышами

– Как вы попали на это детское, по сути, мероприятие?

– Меня позвал сюда старший тренер на этих сборах Андрей Васильевич Иванов — он руководит петербургской командой «Аврора» по детскому следж-хоккею. У меня с Андреем ним давняя дружба — в национальной сборной России он был у нас был тренером по обще-физической подготовке. Меня он пригласил, чтобы я поработал с юными вратарями, и еще провожу утреннюю зарядку со всеми игроками. А вообще количество детских российских следж-команд в стране стремительно растет. Лично я специального тренерского опыта еще не имел — пока сам еще играю. Но молодых вратарей в своем клубе натаскиваю. А сейчас и с детьми получил очень ценный опыт, которым в дальнейшем мне пригодится для работы в разных сферах спорта.

– В чем сейчас заключается ваша работа с юными вратарями?

– Их здесь на сборах в Пересвете трое — по одному из подмосковной «Умки», питерской «Авроры», и еще пригласили перспективного голкипера из Красноярска. Я много времени уделяю их функциональной и силовой подготовке. Даю им игровые упражнения с мячиками разных размеров, а также много рассказываю и показываю — как двигаться непосредственно в створе ворот. Ребята быстро впитывают в себя эту информацию, что меня радует. И очень важная составляющая — психологическая подготовка вратаря: чтобы правильно настраиваться на игру, чтобы пропущенный гол не вводил в ступор и вратарь продолжал правильно двигаться.

– Сами демонстрируете?

– Конечно, я сажусь на свои сани, беру свою клюшку. Работаю перед ними именно так, как всегда во время матчей. Ну, разве что не всю защитную амуницию я здесь на себя надеваю — в этом нет необходимости. Большинство малышей только-только начинают свою карьеру в нашем виде спорта — не все научились еще бросать верхом, да и сил не у всех для этого достаточно. В первый год занятия следж-хоккеем очень важно уделять внимания именно физической подготовке. Для таких маленьких ребят (от 8 до 12 лет) бывает даже после падения на лед непросто подняться и стать на свои сани. Ну и еще важно развивать игровое мышление. Здесь у разных ребят разные диагнозы. Некоторые из них ампутанты, но есть с заболеванием позвоночника и серьезными нарушениями координации движения.

– Какова здесь роль родителей?

– Большинство из тех, кто здесь на сборах — геройские, самоотверженные люди. Я преклоняюсь перед ними. Они полностью посвятили себя своим детям. Некоторым из юных следж-хоккеистов, в отличие от взрослых игроков национальной сборной и ведущих клубов, без родительской помощи просто не обойтись. Они детей сопровождают в раздевалку, иногда приходится даже нести ребенка на лед. Родители постоянно подходят ко мне, спрашивают каких-то практические советы по нашей непростой амуниции. А также вникают во все вопросы тренировочного процесса. 

 

Андрей Иванов организовал юным игрокам серьезный теоретический разбор игры

– Вы в этом плане когда-то приводили в пример и вашу жену.

– Да, я вообще вернулся в спорт после ампутации и состоялся в нем именно благодаря моей второй половинке.

– А ваши дети занимаются спортом?

– Старшему сыну десять, он ходит на плавание. Но больше все-таки делает упор на творческие занятия — он уже отличный музыкант, учит английский язык, гуманитарные науки.

Приятным удивлением для корреспондента «Труда» было встретить в Пересвете знаменитого в 1960-х советского хоккеиста Игоря Тузика, позже ставшего выдающимся наставником и большим спортивным функционером. Сейчас заслуженный тренер Тузик продолжает работать в Федерации Хоккея России. В перерывах между товарищеским матчей юных следж-хоккеистов он рассказал «Труду» о своем участии в данном мероприятии.

 

Заслуженный тренер СССР Игорь Тузик и управляющий директор Детской лиги следж-хоккея Анастасия Барадачева довольны результатами сборов в Пересвете

– Федерация хоккея оказывает содействие не только нашей национальной команде и сборным России разных возрастов, но и выполняет много социальной работы. В частности, оказываем помощь хоккеистам, с которыми случилось какое-то несчастье. И следж-хоккеисты, я считаю, тоже относятся к этой категории, хотя формально они в ведомстве Паралимпийского комитета. Причем, благотворительной работой занимаются не только хоккейные чиновники, но и сами игроки, в том числе действующие и всемирно известные. Приезжают в больницы к тяжелым пациентам... Да вот и здесь в Пересвете с юными следж-хоккеистами общались действующие игроки московского «Спартака». Причем, они сами не любят, чтобы их эту деятельность афишировали. Еще мы на матчи КХЛ привозим юных следж-хоккеистов, да и просто больных детей, которые не в состоянии ... не то, что заняться спортом, но даже справляться с минимальными бытовыми нуждами. Но надо видеть — какой радостью загораются глаза этих ребятишек, когда они вживую видят хоккейные сражения больших мастеров. При этом, мы им внушаем, что они и сами должны бороться с трудностями и несчастьями, которые постигли их в жизни по разным причинам. С другой стороны, и ФХР проводит большую работу по развитию следж-хоккея.

– С какими трудностями сталкиваетесь?

– Сами по себе трудности не так уж велики. Под следж-хоккей любую стандартную хоккейную площадку переделать несложно — лишь добавить прозрачные бортики в некоторых местах и сделать пониже порог между полом и льдом. Но мы наталкиваемся на постоянную всероссийскую проблему — в нашей большой холодной стране катастрофически не хватает… льда! Льда, я имею в виду, пригодного для выполнения тренировочной работы на современном уровне. Тем не менее, эта работа потом для государства сторицей окупится. Ребенок, даже имеющий серьезные увечья, пройдя через следж-хоккей, вырастет в крепкого телом и духом человека, и все эти качества потом будет применять во благо обществу. А самые талантливые из этих ребят, я уверен, доберутся и до национальной паралимпийской сборной России. Так что работа с юными следж-хоккеистами выполняется, как минимум, по двум направлениям. В любом случае, добавляет им новые стимулы к активной жизни. А то ведь как много инвалидов от чувства безысходности спиваются, становятся на кривую дорожку. И мы общими усилиями стараемся не допустить этого.