Не нефтью единой

«Роснефть», лидер российского бизнеса в сфере ТЭК, займется газификацией автомобильного транспорта

«Роснефть» потратит порядка 60 млрд рублей на газомоторную революцию в России», — заявил президент компании Игорь Сечин. К 2020 году «Роснефть» планирует построить в стране до 1 тысячи газовых заправок, а также в рамках соглашения с ОАО «Русские машины» и «Фольксваген Груп Рус» предусмотрен вывод на оте-чественный рынок автомобилей, использующих в качестве топлива КПГ — компримированный (то есть сжатый) природный газ. А вместе с КамАЗом «Роснефть» намерена вести опытно-конструкторские работы по созданию колесной техники с двигателями, работающими на газе, а также развивать необходимую инфраструктуру заправок и сервиса.

По пути Европы

В Европе применение газа в качестве моторного топлива началось более 150 лет назад, когда бельгиец Этьен Ленуар создал двигатель внутреннего сгорания на светильном газе. Но бензин оказался дешевле и технологичнее, более удобным топливом для транспортировки и заправки. И большинство автомобильных конструкторов занялись созданием и совершенствованием именно бензиновых (а также дизельных) моторов. Газ временно отодвинули в сторону.

Технологии изменились, и теперь газомоторное топливо стало дешевле и экологичнее бензина, что особенно важно сегодня, когда автомобильный вклад в загрязнение воздуха крупных городов составляет от 50 до 90%. Подсчитано: переход на газомоторное топливо сокращает выбросы диоксида углерода (основной парниковый газ) на 13%, оксидов азота — на 15-20%, в 8-10 раз снижает дымность отработанных газов. По общему уровню выбросов вредных веществ в атмосферу сжатый природный газ уступает только электроэнергии. А потому в Европе каждая страна имеет четкую программу перевода автотранспорта на газомоторное топливо — с тем чтобы к 2020 году до 10% моторного топлива заместить природным газом, к 2025 году — до 15% автомобилей.

Своя аналогичная программа имеется в США и Канаде, Японии и некоторых других странах Азии. Результат: уже сегодня мировой парк газомоторных автомобилей превысил 17 млн единиц. К 2020 году ожидается его увеличение до 60 млн.

Россия отстает. У нас пока бегают по дорогам всего около 103 тысяч единиц газомоторной техники — это данные министра энергетики Александра Новака. И это при общем автопарке в 44,9 млн автомашин. «Странное дело: обладая крупнейшими в мире газовыми запасами, по использованию их в транспортных целях Россия занимает лишь 20-е место, — заявил президент Владимир Путин на специальном совещании по этому поводу. — Хотя преимущества его использования в качестве моторного топлива вместо бензина, солярки и пропана давно известны: сжатый природный газ не только экологичнее, но и дешевле».

Теперь ситуация будет меняться. На совещании у президента России предложено установить систему льгот для тех, кто вместо бензина заправляет свой автомобиль газом, а также создать необходимую инфраструктуру для заправки и ремонта таких машин. Министр энергетики даже выдвинул идею отмены транспортного налога для газомоторных автомобилей. Но для начала требуется, чтобы эти автомобили появились в массовом количестве.

Требуется лидер!

Премьер-министр Дмитрий Медведев уже подписал постановление о переводе не менее 50% общественного транспорта на газовое топливо. В течение этого года будут подготовлены и приняты соответствующие нормативные поправки в законодательство и другие необходимые нормативные акты.

Но любое большое дело требует выдвижения лидера, который займется им всерьез и покажет пример другим. Эту трудную роль уже берет на себя компания «Роснефть». На первых порах вместе с Volkswagen на российский рынок будут выводиться автомобили марок Volkswagen, Audi, Skoda, использующие в качестве топлива компримированный природный газ (КПГ). Кроме того, «Роснефть» намерена выделить до 60 млрд рублей на строительство 1 тысячи газозаправочных станций.

«Компании интересен рынок, потому что у «Роснефти» собственный газ и самая разветвленная сеть заправок, которую можно дооборудовать, — говорит Игорь Сечин. — Даже если газомоторный транспорт заместит 30% бензинового и дизельного, годовой объем потребления составит примерно 70 млрд куб. м. Но нам требуется комплексная поддержка, в частности доступ к газотранспортной системе и стимулирующие меры, только после этого мы готовы корректировать программу». По его словам, Путин в принципе согласен с такой постановкой вопроса.

«Роснефть» также уже подписала меморандум о сотрудничестве с компанией «Русские машины». Документ предусматривает совместную реализацию комплекса мероприятий, направленных на развитие рынка газомоторного топлива России.

Большая организационная работа ведется с администрациями субъектов Федерации с целью заключения соглашений о взаимном сотрудничестве в деле расширения использования газомоторного топлива. К 2015 году «Роснефть» планирует ввести в эксплуатацию до 50 МАЗС/АГНКС в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, а также Краснодарском и Ставропольском краях. К 2020 году сеть МАЗС/АГНКС будет расширена до 1 тысячи, газовые заправки появятся в большинстве регионов РФ.

Следует отметить, что уже имеются технологии транспортировки предварительно компримированного природного газа с использованием мобильных блоков хранения КПГ. Данная технология дает дополнительные возможности для размещения участков реализации КПГ на действующих АЗС с отсутствием возможности подключения к газопроводу.

И, наконец, совместно с КамАЗом «Роснефть» намерена вести опытно-конструкторские работы по созданию новой отечественной колесной техники с двигателями, работающими на газе, а также по переводу на компримированный природный газ и сжиженный природный газ в качестве топлива уже выпускаемой специальной и сельскохозяйственной техники. Уже заключено соглашение, в котором предусмотрено обучение и повышение квалификации инженерно-технического персонала, механиков и водителей по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту техники, работающей на газе.

В комплексе эти меры должны привести к созданию в России новой высокотехнологичной отрасли промышленности, способной вывести страну на передовые позиции в деле максимального перевода автотранспорта на более перспективное, а главное, экологически безопасное топливо.