Для московских водителей настали тяжелые времена. Былая вольница (паркуйся где хочешь!) канула в прошлое
Повсюду грозные предупреждения, количество выписанных штрафов исчисляется сотнями тысяч, из-за чего даже случился сбой в системе и масса граждан, оплативших штрафные счета, числятся в неплательщиках. Жители центральных районов маются, пристраивая свои «лошадиные силы» в закоулках, но их неумолимо вытесняют и оттуда.
Понятно стремление столичных властей разгрузить задыхающийся от машин центр. Тем более, стало окончательно ясно, что идея переселить органы власти и ряд важных офисов куда подальше, в так называемую Большую Москву, окончательно провалилась. Выбор же между автотранспортом чиновников и простого населения сделан не в пользу последнего. Но есть ли возможность компромисса? Что еще кроме запретов и ограничений можно придумать для решения парковочной проблемы? Обратим взоры на две европейские столицы: Берлин и Хельсинки.
Не первый раз замечаю, что московские друзья, приезжающие в Германию на машине, просто в восторге от продуманной системы парковок в Берлине. В то время как мои знакомые берлинцы считают, что припарковаться в немецкой столице становится все сложнее. Как ни странно, правы и те и другие. Москвичи, привыкшие парковаться на авось, довольны тем, что даже в центре Берлина можно без проблем найти свободное место для автомобиля. Все солидные магазины имеют бесплатные стоянки, кроме того, в центре есть многоуровневые гаражи, ну и, в конце концов, автомобиль можно просто оставить на уличной стоянке у дороги, цена пользования которой колеблется вокруг 2 евро в час. Кстати, многоуровневые гаражи – это частный бизнес, а стоянки на улицах Берлина пополняют исключительно муниципальный бюджет.
Нет проблем и с парковкой машин около дома. Все улицы в немецкой столице разделены на так называемые домашние парковочные зоны: обычно они состоят из двух-трех улиц. Автовладелец может за символическую сумму в 40 евро на два года получить специальную наклейку на лобовое стекло.
Она позволяет оставить машину прямо на улице (то есть в парковочной зоне) на неограниченное время.
Это одна сторона медали, которая нравится нашим соотечественникам. Но есть и другая, которая заставляет берлинцев воспринимать парковку как неизбежное зло. Начнем с того, что парковочная система в Берлине, как и во всей Германии, очень строгая. Где можно оставлять машины, а где нет, детально обозначено на каждой улице и в каждом дворе. За малейшее нарушение выписывается штраф. Так, например, если автомобиль будет находиться на уличной стоянке без квитанции оплаты парковки или указателя времени стоянки, водителя сразу же накажут на сумму от 10 до 25 евро в зависимости от времени, проведенного на стоянке. Если легковой автомобиль был запаркован на пешеходном переходе, тротуаре или в других запрещенных зонах, будьте готовы заплатить 25 евро. А когда неправильно припаркованная машина еще и мешает движению, то здесь не избежать эвакуации. Штраф в этом случае превысит 300 евро.
Казалось бы, при здешних зарплатах суммы не запредельные. Но немцы – народ рачительный, разбрасываться деньгами не любят и любой штраф воспринимают вполне чувствительно.
И здесь уместен вопрос: почему при достаточном количестве городских стоянок несоблюдение правил парковки является самым частым административным правонарушением в Германии? Все объясняется просто. Машин в немецких городах с избытком, парковка под окнами офиса, как всегда, занята, а потому соблазн припарковаться в неположенном месте, особенно в часы пик, возникает даже у самых дисциплинированных водителей. Но, как правило, наказание следует незамедлительно. Немецкие контролеры славятся своей расторопностью, бдительностью и абсолютной несговорчивостью. Процентов со штрафов они как государственные служащие не получают, но усердия и целеустремленности у них от этого не уменьшается. Добавьте к этому добровольных помощников из числа пожилых пенсионеров, которые, едва завидев неправильно припаркованный автомобиль, сразу же звонят в полицию.
В результате получается, что только в 20 крупнейших городах Германии ежегодно выписывается от 8 до 10 млн штрафов за нарушение правил остановки и стоянки на общую сумму в 120–150 млн евро.
В Финляндии столько разных парковок, что с непривычки оторопь берет. Всякий раз на подъезде к щиту с буквой «Р» приходится тормозить и пытаться разобрать, что там еще написано. Надписи, естественно, на языке аборигенов, и чтение напоминает кроссворд, придуманный как будто специально, чтобы заморочить голову и заставить гостя финской столицы раскошелиться.
Хотя на самом деле все наоборот: разные виды парковок придуманы как раз для того, чтобы водители экономили свои деньги. В этом я убедился, когда недавние каникулы провел за рулем в Финляндии.
В Хельсинки при заселении выяснилось, что парковка у отеля имеется и стоит 6 евро в сутки. Но можно оставлять машину напротив, прямо на проезжей части, причем совершенно бесплатно и без опаски нарваться на штраф. В результате парковка пустовала, а на обочине по вечерам тянулась вереница машин с питерскими и московскими номерами.
В центре города цены другие. В туристической зоне, прямо под музеями и торговыми центрами, – подземные паркинги, но там надо отдать 4–6 евро за час. Если отъехать метров на 200–300, то найдутся места и за 2 евро в час. Но это для непосвященных. По всему городу разбросаны стоянки, где на синем фоне нарисован циферблат. На любой заправке можно купить парковочный счетчик за 2 евро и, выставив время, просто выкладывать под лобовое стекло. На таких стоянках можно оставить машину на один-два часа, а больше для променада или похода в магазин не требуется.
Ну и, наконец, самое интересное: даже в центре города можно парковаться бесплатно. Я отыскал такую стоянку на берегу залива, напротив отеля «Хилтон». Ну а в итоге за пять дней пребывания в Хельсинки парковки обошлись мне в те самые 2 евро, уплаченные за часы с циферблатом.