ДОСЬЕ
АНИТА ЦОЙ
Певица, автор песен, режиссер шоу. Заслуженная артистка России.
Родилась 7 февраля 1971 года. На большую сцену вышла в 1997 году в "Рождественских встречах" Аллы Пугачевой с композицией собственного сочинения "Полет". Позже исполнила такие шлягеры, как "Мама", "На обессиленных руках", "Я - не звезда", "Это ли любовь?", "Поздно", и другие.
Активно занимается благотворительностью, для этой цели создала фонд и учредила премию "Сердце". Лауреат Первой международной общественной премии "Олимпия. Добрый ангел мира" в номинации "Меценат и благотворитель года-2005". Ей же присужден титул "Муза милосердия".
- Анита, как ты относишься к деньгам?
- Я люблю деньги. Но меня всегда удивляло: сколько бы ни трудилась, огромных прибылей никогда не имела. И тогда мой астролог поведала: "Это судьба. Рокфеллером ты никогда не будешь. Более того, тебе и не нужны деньги. Когда они понадобятся, жизнь сама тебе их даст, но они не задержатся в твоих руках - будешь все отдавать". Святая правда: как только у меня рождается идея концертной программы, находятся спонсоры. И все деньги я тут же ухаю на роскошные декорации для шоу, запись песен, съемки клипов, костюмы, рекламу. То есть деньги постоянно работают.
- Может, ты транжира?
- (Задумалась.) Нет, так себя назвать не могу. Потому что знаю, как трудно зарабатывать.
- Когда ты начала работать?
- Еще в детстве. Мы с мамой жили очень скромно, и в 12 лет я по ночам уже мыла подъезды в своем доме, натыкаясь на спящих пьяниц. Ох, и страху натерпелась! Я боялась этих маргинальных типов и каждого аккуратно обходила мокрой тряпкой по силуэту - только бы не проснулся! Представляете? (Хохочет.) На каникулах разносила почту - газеты, журналы, каждое утро таскала тяжеленную сумку. У меня были черные от типографской краски руки, зато я научилась с космической скоростью отсчитывать газеты, используя резиновые напалечники. Мама на японской машинке шила трикотажные юбки на продажу, а я потом обвязывала их крючком разноцветными кружевами. И мама давала мне 5 рублей за каждую юбку. В перестроечное время покупала советские дамские комбинации большого размера, выкраивала из них маленькие игрушки - крокодильчиков, зайцев, медведей, насыпала внутрь зерно, зашивала, пришивала глазки, уши, ротик и продавала потом у зоопарка.
- У тебя уже тогда была деловая жилка!
- А сколько раз меня забирали в милицию - "левый предприниматель"! В 14 лет я занималась бальными танцами, и коллеги часто просили меня помочь сшить костюм. Как-то сшила мужские бальные брюки и взяла за них 20 рублей. А парню они не подошли - жали в самом неподходящем месте! Дело в том, что я, дура, скроила их по женскому лекалу! (Смеется.) Пришлось возвращать деньги.
- Я вижу, ты битый предприниматель!
- А что делать, бизнес - вещь жесткая. В середине 1990-х на площади трех вокзалов захотела открыть кафе быстрого питания по типу "Макдоналдса" и "Бистро". Пришла за помощью к богатому дяде, а он мне с порога: "Скажи, сколько раз ты прогорала в бизнесе - продавала за долги машину, дачу?" Я гордо ответила: "Ни разу!" - "Тогда валяй отсюда! Ты не знаешь цену деньгам!" Помню, я тогда крепко обиделась. А сейчас то же самое спрашиваю, когда кто-то предлагает мне совместное дело. Отсюда урок начинающим бизнесменам: если ты в жизни не рисковал и ничего не терял по-крупному, сиди лучше дома.
- У тебя были серьезные потери в бизнесе?
- Еще какие! В 2000 году задумала поставить мюзикл "Астероидные танцы". Связалась с очень крупной компанией, люди начали финансирование. Но недоставало 150 тысяч долларов. Компания сказала: "Займи денег, мы потом тебе вернем". Я заняла у других людей и тут же пустила деньги в оборот. А через какое-то время компания объявила: "Мы закрываем проект. А деньги верни сама". Вот тут-то я и подсела. Как я верну эти 150 тысяч? Я же не могу перепродать дорогие эксклюзивные декорации, репетиционные часы балета, костюмы - со мной работала целая команда! А судиться с компанией было бесполезно, хотя письменный договор у нас был. Я понимала: это настолько крутая структура, что она сотрет меня в порошок. И тогда прямо перед Новым годом я приняла решение продать нашу просторную квартиру в центре Москвы. Это было ужасно, но я благодарна семье, своим близким - они встали на мою сторону. Выручил и Боря Моисеев - настоящий друг. Часть декораций он взял в аренду для своего шоу. В итоге хватило денег купить взамен небольшую двушку в новостройке на "Спортивной".
-Тебе уже можно писать книгу о бизнесе в России!
- Я об этом подумаю (улыбается). Понимаете, деньги помогли мне реализовать главную мечту - стать певицей, артистом. Я с детства мечтала об этом. Понятно, что нужен талант, трудолюбие, связи, но без денег, поверьте, ни-ку-да.
- Ты, знаю, зарабатывала их даже на Черкизовском рынке...
- Да, в начале 1990-х я "челночила", чтобы заработать себе на первый альбом. Мы с подругой организовали фирму Cash Company и занимались рыночной реализацией различного ширпотреба из Польши, Италии, Кореи... Это были хорошие подделки под марки известных фирм. Разумеется, не прошли мимо нас и все "прелести" дикого рынка: рэкет, крышевание, угрозы... Помню, приехали как-то с рынка на склад - разгружать кожаные куртки. Подскакивает шайка юнцов - ножи к горлу: "А ну, б.., отдавайте куртки!" Завязалась драка. Огребла я тумаков по полной программе: мне подбили глаз, разбили в кровь губы, голова дико болела, все лицо перекошено - я не узнала себя в зеркале. Конечно, страшно переполошилась, была напугана до смерти. Маме сказала, что... играла в баскетбол. Той же ночью позвонила друзьям, и мы перевезли товар на другой склад.
- Скажи, не слишком ли это большая плата за выход на сцену?
- Нет! Потому что я добилась своего. В 1997 году меня узнала вся страна. Как-то в сердцах пожаловалась Кобзону: "Иосиф Давыдович, я пашу по 24 часа в сутки, а денег больших все нет и нет!" А он мне: "Девочка, большую часть жизни ты работаешь на имя, а только потом имя начинает работать на тебя. При этом свой статус надо все время поддерживать".
- И сколько нужно денег, чтобы поддерживать статус?
- Деньги - это такая вещь: сколько бы их ни было, всегда не хватает. Все время кажется, вот бы еще 50, 100, 1000 долларов. И когда они к вам приходят, вы тут же найдете, во что их вложить.