Пользуясь случаем, некоторые политики пытаются перевести стрелки на некие "оранжевые силы", которые якобы разжигают межэтнические противоречия в своих политических целях. Например, представитель фракции КПРФ Махмуд Махмудов заявил: "Туда съехались разные подстрекатели, просматривается профессиональная рука тех, кто в свое время инициировал аналогичные конфликты в Грузии, Киргизии и на Украине". Да и другие без труда приметили "оранжевых" в степях Ставрополья. Короче, у Вашингтона длинные руки.
Однако местная милиция никаких заезжих политагитаторов не обнаружила. Славянская и кавказская общины пытаются хоть как-то снизить накал страстей. А вот краевые и городские власти помалкивают. А как иначе назвать позицию ставропольских начальников? Вместо того чтобы выйти к народу и объясниться, они рассылают пресс-релизы по редакциям. Зато отчетливо слышен голос ставропольских улиц...
Нет смысла пересказывать нынешние требования - это уже выплеск людских эмоций. А ведь раньше звучали жалобы и просьбы разобраться в том, кто и у кого незаконно отнимает бизнес, кто ворует, грабит и скрывается в соседних пределах на российской же территории, но откуда выдачи по российским же законам не бывает. Местная власть не смогла или не захотела гасить эти тлеющие угольки. И все повторяется, как в дурном сне: теперь будут усиленно искать тех, кто раздувает огонь межнациональной розни. Зеркала-то есть в начальственных кабинетах?
Но это будет потом, а сейчас в Ставрополе паника. Это не эмоциональный вывод журналиста, а резюме главного федерального инспектора по Ставропольскому краю Александра Коробейникова, призвавшего местную власть "срочно принимать меры, чтобы предотвратить беспорядки не только в Ставрополе, но и во всем крае".
Действительно, есть от чего запаниковать: межэтнический конфликт грозит перерасти в революцию краевого масштаба. Митингующие требуют отставки мэра и губернатора. Из рук в руки передаются листовки, призывающие к открытому неповиновению. А в интернете уже расписана стратегия и тактика начинающейся "партизанской войны" в условиях Ставрополья...
Мисак Григорьев, начальник Департамента информационной политики администрации города Ставрополя:
- СМИ тенденциозно освещают происходящее в Ставрополе, навязывая межнациональную версию событий. На самом деле оснований для этого не так уж много. Гораздо больше слухов, возникающих неизвестно откуда. Сразу после гибели двух студентов говорили, что в городе началась чуть ли не резня, а число убитых достигает девяти человек. В том числе среди них есть один армянин. Все это не соответствует действительности. В наличии есть запись камеры видеонаблюдения, зафиксировавшей момент гибели ребят. Там видно, что напали на них лица со славянской внешностью. Затрудняюсь сказать, кому выгодно внушать людям другую информацию, но уверен, что версия о стоящих за этим политических противниках краевых властей наименее вероятна. Сейчас предпринимается все, чтобы стабилизировать ситуацию в городе, которая, к слову, далека от той, что рисует пресса - обстановка гораздо спокойнее. Да и вообще столкновения между лицами разных национальностей явление у нас относительно редкое.
Возможность введения комендантского часа пока не рассматривалась, в Ставрополе лишь ограничена до полуночи работа развлекательных центров, обычно открытых до утра. Кроме того, ведется разъяснительная работа с представителями диаспор, со студентами вузов. В усиленном режиме несут службу милиционеры. Пусть те, кто пытается играть на националистических чувствах людей, знают, что ситуация под контролем.
ТАК СКАЗАЛ ЧЕРНОГОРОВ
Последние дни губернатор Ставрополья недоступен для прессы - сменил номера мобильных телефонов, а секретарша чеканит заученные фразы: "Нет на месте". Однако мы знаем мнение Александра Черногорова по больному национальному вопросу: он озвучил свою позицию несколько месяцев назад, когда был гостем редакции "Труда". Вот что он тогда сказал:
- Я по духу интернационалист. Я всем говорю: на моем лице отразилось 300 лет монголо-татарского ига. 10 лет я прожил в Туркменском районе Ставропольского края. Ходил в школу вместе с туркменами, татарами, с дагестанцами, с чеченцами. Здесь, на этой земле, проживает 100 наций и народностей. Но нельзя забывать о титульной нации - о русских. Заботясь о каждой нации, о каждой народности, не нужно забывать, что есть и русский народ, и великая русская нация. И к нам тоже должно быть такое же уважение всех. В этом направлении мы и работаем.
- У вас есть на этот счет какая-то конкретная программа?
- А как же! Миграционная служба у нас работает, Совет безопасности работает. Мы со всеми диаспорами собираемся регулярно. Например, на День края все диаспоры - и евреи, и татары, и туркмены, и карачаевцы, и черкесы, и немцы - все свои национальные кухни представляли. Наш край - огнедышащий регион, 1753 километра границы.
- Есть ли какая-то этническая община, которая правит бал в крае?
- Нет, у нас ситуацию контролирует власть, как и должно быть. Не должно быть засилья любой этнической общины. У нас Кондопога не повторится. Нужно уметь вести диалог.