ДАГЕСТАН ПОДЖИГАЮТ

Эта республика в последнее время стала одной из основных мишеней экстремистских сил, пытающихся вырвать Дагестан из состава Российской Федерации. Вчера так весьма жестко оценил состояние дел в регионе министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев.

По сведениям министра, только за минувший год уровень преступности в Дагестане вырос сразу на 21 процент (а в целом по вовсе не благополучному в этом отношении Южному федеральному округу все же всего на 10 процентов). И ситуация, несмотря на все усилия правоохранительных органов, продолжает ухудшаться. Так, в 2006 году в Дагестане совершено около 16,5 тысяч преступлений, из которых более четверти - тяжкие и особо тяжкие. Но уже за четыре месяца этого года темп разбухания милицейских сводок в республике значительно перекрыт - 6 тысяч преступлений. Одних лишь покушений на жизнь сотрудников внутренних дел в Дагестане за последние 2,5 года совершено почти 270. Убиты 80 местных милиционеров. Причем криминальная среда, по мнению МВД РФ, постоянно подпитывается "как внутренним сепаратизмом, так и внешними антироссийским центрами. В ход пущены всевозможные средства - от идеологической экспансии ваххабизма до прямого вооруженного вторжения бандформирований из Чечни".
Однако почему именно Дагестан? Особую уязвимость этому самому южному региону России, по мнению специалистов, предают сразу несколько факторов. Прежде всего властям трудно проконтролировать 540 километров проходящей по горам административной границы с Чечней. Никуда не денешь и этнические проблемы: в маленькой республике проживает более 30 народностей, в том числе 18 коренных, разговаривающих на собственных языках. Их лидеры нередко не в лучших отношениях друг с другом, поскольку ведут постоянную борьбу за власть и контроль за денежными потоками. Очень сильно в регионе влияние ислама. Там действует 931 мечеть, есть 13 исламских вузов и 33 их филиала, 136 медресе. Само по себе это, конечно, отношения к дестабилизации не имеет. Но сильные позиции ваххабитов в Дагестане резко обостряют обстановку и в религиозной сфере.
Итог - во все более тревожных милицейских сводках. Вот некоторые из них лишь за последние недели. 20 мая сотрудник патрульно-постовой службы Хасавюрта открыл автоматный огонь на улице. Убит 12-летний подросток и 59-летний мужчина. 25 мая в населенном пункте Шамилькала из лесных зарослей обстреляна милицейская машина. Один милиционер погиб, трое ранены. 28 мая на центральной площади столицы республики прошел митинг жителей поселка Ленинкерт Кировского района Махачкалы. В конце апреля из поселка неизвестными похищено сразу 14 горожан.
Для этой криминальной войны террористическому подполью, понятно, нужны большие деньги. Они их и добывают во все более впечатляющих масштабах. Так, вчера же стало известно, что еще в апреле в Дагестане пресечена деятельность преступного сообщества, которое сумело обналичить более 150 миллионов рублей. Кроме того, злоумышленники умудрились незаконно продать физическим лицам свыше 670 миллионов долларов и 130 миллионов евро.
Кто победит в этой битве за Дагестан? Такой вопрос мы задали известному и уважаемому в республике политическому и общественному деятелю...
Кстати
Магомед Толбоев, Герой России, заслуженный летчик-испытатель РФ, бывший секретарь Совета Безопасности Дагестана:
- Вы меня как раз застали по дороге в аэропорт - вылетаю в Дагестан. Но не потому, что обеспокоен ситуацией в республике. Да, ситуация там нестабильная. Экстремисты из Чечни пытаются обосноваться на территории соседей, так как здесь нет крупных войсковых соединений. Противостоят бандитам лишь сотрудники милиции и пограничники. Милиционеров, кстати, в Дагестане на душу населения больше, чем в среднем по России. И они, и пограничники работают довольно успешно. Поэтому считаю, что никогда республика не будет второй Чечней. Население - а это более 2 миллионов человек - подобного развития событий не допустит. А что касается преступности, то в Дагестане с этим всегда было сложно. Как и везде, могучая коррупция. Высшие чины грабят казну, строят себе особняки, а за это некоторые из них потом платят своими жизнями. Чиновники сами создают проблемы, не имеющие никакого отношения к жизни простых людей. Поэтому я считаю, что не надо никого запугивать - дагестанский народ в этом не нуждается. Дайте ему спокойно жить и работать. Тогда никакие опасности не будут страшны.