СЛУЖЕНЬЕ МУЗ И ВРЕМЯ СУЕТЫ

Никогда еще проблема выбора между творчеством и золотым тельцом не стояла перед деятелями сцены так остро. Рыночные отношения вносят свои коррективы в театральный процесс, влияют на мировоззрение художников, заставляют их приспосабливаться, а в чем-то и изменять себе. Кажется, сегодня основная цель большинства театральных актеров - засветиться в каком-нибудь телесериале. Причины самые серьезные. Ну, во-первых, деньги. Возможность заработать от $500 (это гонорар никому не известных дебютантов) до $5000-7000 (для звезд) за смену - это вам не шутки.

ЧТО НАША ЖИЗНЬ? СЕРИАЛ!
Главная роль в стандартном 8-12- серийном фильме - это порядка 30-50 смен. Эпизод - 5-10. Вот и считайте. Получается, за небольшую роль в многосерийном кино актер имеет возможность заработать больше, чем за несколько лет самоотверженного служения Мельпомене.
Но деньги - причина не единственная. Похоже, артисты свято верят в то, что популярность, которую им принесет телеэкран с его многомиллионной аудиторией, привлечет в театры новых зрителей. И в принципе это логично. Выгодную для театра схему раньше всех принял на вооружение Марк Захаров. Он всегда с легкостью отпускал артистов на съемки, приглашал их в свои картины. Результат налицо. Нынче Ленком - самый модный театр с неизменными аншлагами и толпой жаждущих лишнего билетика у входа. Но согласимся и с тем, что дело тут не только в телевизионной популярности артистов. В театре по-прежнему держат высокую творческую планку.
БЕГ ПО КРУГУ
А теперь про оборотную сторону медали. Те же 30 смен подразумевают практически ежедневную 14-16-часовую работу на износ на протяжении месяца. Часто на выезде. Тут уж не до спектаклей. Мне почему-то кажется, что творческая атмосфера в театре начинает разрушаться тогда, когда актеры во время репетиции постоянно посматривают на часы.
Как-то режиссер Сергей Женовач пожаловался, что ему трудно было репетировать "Дни Турбиных" в МХТ, потому что Константин Хабенский и Михаил Пореченков то и дело выскакивали в коридор поговорить по сотовому. Мне также приходилось не раз видеть, как эти замечательные актеры в разных ситуациях - за ужином в кафе, в гостях - постоянно отвечают на телефонные звонки, обещая быть на съемках в 2-З часа ночи. Откровенно говоря, мне их бывает жаль...
Модные сериальные актеры зачастую превращаются в заложников своих персонажей, и зрители, приходя в театр, хотят их видеть только такими, к каким они привыкли на телеэкранах. До того как 26-летняя Нелли Уварова стала сниматься в бесконечном сериале "Не родись красивой" в роли умненькой дурнушки (теперь ей подражают девочки - носят такую же нелепую одежду и старушечьи очки), лишь завзятые театралы знали ее как ведущую актрису Молодежного театра, репертуар которой состоит из трагических ролей. Не получится ли так, что хорошая артистка станет тенью Кати Пушкаревой?
Проблема, на мой взгляд, заключается в том, что и Хабенский, и Пореченков, и Александр Домогаров, и Сергей Безруков, и Гоша Куценко, сделавшие ставку на сиюминутный экранный успех, лишили себя внутренней свободы и вынуждены бежать по замкнутому кругу. В этой гонке многими актерами руководит страх: сегодня приглашают в сериалы, а завтра?.. Возможно, именно поэтому, а вовсе не из желания служить высокому искусству, они и не бросают театры, которые в материальном плане (за редким исключением) мало что дают, но пока все же представляют собой надежный тыл, который обеспечивает относительную стабильность.
ВЫСОКИЙ ОКЛАД - ЗАЛОГ ДИСЦИПЛИНЫ
Можно ли зарабатывать приличные деньги в театре? Иногда да. В том же Ленкоме, например, появились коммерческие проекты, для создания которых пригласили американскую продюсерскую фирму "NWJC". В результате родилось два коммерческих спектакля "Все оплачено" Эльмо Нюганена и "Затмение" Александра Морфова, на которые не было затрачено ни копейки бюджетных средств.
В МХТ имени Чехова таких проектов пока нет, но есть спонсоры, которые дают возможность ведущим артистам получать по тысяче долларов в месяц. Олег Павлович Табаков понимает: для того, чтобы переманить звезду из другого коллектива, надо ей предложить не только главные роли, но и хорошие деньги. Именно высокие оклады дают Табакову право строго спрашивать с артистов и требовать от них, чтобы они не срывали репетиции, несмотря на занятость в кино или на телевидении. А если такое происходит, как, например, с Андреем Ильиным, то их увольняют. (Теперь этот известный артист, любимец Петра Тодоровского, играет по договору в двух старых спектаклях: "Кабала святош" и "Священный огонь"). Такую жесткую дисциплину Табаков ввел еще на заре "Табакерки". Когда в 1991 году Евдокия Германова уехала в Англию на съемки и не вернулась в назначенный срок, он уволил ее - в назидание другим.
АРТИСТЫ В РОЛИ РЕСТОРАТОРОВ
Впрочем, иногда актеры полагаются только на себя и собственную предприимчивость. Сегодня в портретной галерее фойе МХТ можно увидеть фотографию известного артиста Алексея Гуськова, покорившего зрителей своей ролью в телесериале "Граница". В театре он играет только в одном спектакле "Возвращение", так как много снимается в кино и занимается продюсерской деятельностью. Александр Збруев содержит ресторан в здании Ленкома, где свои актеры обедают "за так". Максим Суханов, ведущий артист Вахтанговского театра, курирует целую сеть театральных буфетов и ресторан при драматическом Театре имени Станиславского, совмещая коммерцию с творчеством. А совсем недавно в роли продюсера выступил и Александр Семчев. Крепко поднаторев в рекламе пива, он решил использовать наработанный имидж для создания своего спектакля "Фарсеры", в котором сыграл толстяка Готье. И хотя таких артистов - с коммерческой жилкой - сегодня не так уж и много, их число будет расти.
Еще одна возможность заработать - участие в антрепризных спектаклях, когда выручка идет в карман актерам, режиссерам и продюсерам. Чтобы выгода была максимальной, в подобные проекты чаще всего приглашаются 2-З звезды, которые и обеспечивают коммерческий успех. Правда, потом зрители могут долго плеваться от убогой постановки, но денежки-то уже уплачены, а гастролеров и след простыл. А жаловаться некому. Министерство культуры за антрепризу не отвечает.
НЕЛЬЗЯ МОЛИТЬСЯ НЕСКОЛЬКИМ БОГАМ
Что бы там ни говорили, как бы ни преувеличивали роль директора, но по-прежнему лидер в театре - худрук. Это он определяет творческую позицию коллектива и путь, по которому он должен идти: то ли коммерческому, заполняя зрительный зал невзыскательной публикой с помощью развлекательной драматургии, то ли художественному, когда классика доминирует, и зритель постепенно, от спектакля к спектаклю, подтягивается до заявленного уровня. И хотя коммерческая составляющая упорно берет свое, такие высокие театры сохранились. Среди них, например, Малый театр. Здесь еще витает дух актерского достоинства, а личная установка самого худрука определяет отношение актеров к заработкам на стороне. Ведь Юрий Соломин, будучи кинозвездой, снялся за последнее время только в одном телесериале "Московская сага", и то потом долго оправдывался. Поэтому, когда один из ведущих артистов Малого театра Валерий Баринов стал отказываться от новых ролей ради кино и антреприз, с ним пришлось расстаться, ибо Соломин знает: нельзя молиться нескольким богам. А когда Сергей Арцибашев, худрук "Маяковки" и театра "У Покровских ворот", на полгода исчезает из поля зрения своих артистов ради съемок в кино, то о какой творческой дисциплине можно говорить в этих коллективах?
ЧТО ДЕНЬ РЕФОРМЫ НАМ ГОТОВИТ
Предполагается, что решить финансовые вопросы театра поможет предстоящая театральная реформа. Уже через два года она поставит коллективы перед выбором: оставаться ли в системе государственных театров без права распоряжаться собственными доходами или переходить в автономные учреждения и становиться полновластными хозяевами своего дела. Но если выбрать второе, значит, придется платить аренду за землю, здание и так далее. К примеру, если автономию выберет МХАТ имени Горького, то ему придется выложить за полгода 120 миллионов рублей. Здесь невольно задумаешься об открытии стриптиз-клуба в своем помещении и вряд ли будешь упрекать Ленком за его нынешнее соседство со столь сомнительным заведением...
Предстоящая реформа ударит и по актерским коллективам, которые будут обязательно сокращаться. В новой ситуации ни Михаил Ульянов, ни Кирилл Лавров не смогут держать в своих труппах артистов пенсионного возраста. Жестокая система рынка заставит руководителей театров отказаться от существующей ныне своеобразной гуманитарной помощи своим коллегам, а низкопробный репертуар заполнит все афиши.