На этот шаг их явно подтолкнули жесткие высказывания президента Владимира Путина в адрес руководства, менеджмента компании РАО "ЕЭС", прозвучавшие в субботу на заседании Совета безопасности. Он, в частности, сказал: "Я обращаю внимание председателя правительства на цинизм и очевидную профессиональную непригодность руководства "Мосэнерго". Мы не мешали РАО ЕЭС приводить на ключевые посты в системе электроэнергетики новых людей. Однако практика показывает, что недостаточно быть просто хорошим экономистом... , чтобы успешно, эффективно управлять такой огромной, жизненно важной для страны отраслью. Нужно еще быть профессионалом, чтобы понять значение одного маленького винтика в огромной энергосистеме страны. Понять, насколько важно своевременно обратить внимание на какой-нибудь дешевенький трансформатор и к чему может привести несвоевременное или нештатное его обслуживание".
Напомним, что масштабный энергокризис в столичном регионе начался с короткого замыкания на подстанции "Чагино". По данным технических экспертов, расследующих причины аварии, персонал этой подстанции постоянно нарушал правила эксплуатации оборудования. О том, что оно нуждается в ремонте, в "Мосэнерго" было известно еще полтора месяца назад. Однако для устранения неполадок ничего сделано не было, хотя деньги выделялись.
Мрак, окутавший Москву 25 мая, остро высветил проблемы, назревшие в отечественной энергетике. И дело не только и не столько в низких тарифах на электроэнергию, как привыкли утверждать представители РАО ЕЭС, - не позволяющих, мол, инвестировать достаточно средств в модернизацию и обновление энергосистемы. Ведь чистая прибыль "Мосэнерго" в прошлом году составила 4,5 миллиарда рублей, на ремонт же трансформатора требовалось всего-то 180 тысяч.
- Многие моменты в отчетах РАО "ЕЭС России" и "Мосэнерго" об аварии в Москве вызывают у меня вопросы своими нестыковками,- говорит председатель Комитета Госдумы РФ по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев. - В частности, непонятно, почему нельзя было предотвратить каскадные отключения высоковольтных линий. Убежден, дело тут не только в отказе техники и в устаревшем оборудовании. Не исключаю, что сам процесс реформирования энергетики мог стать косвенной причиной аварии. С самого начала я был против предложенной РАО концепции реформирования отрасли. Считаю, что нужно было оставить систему единым целым. В процессе разделения структуры РАО ЕЭС на генерирующие, сетевые и сбытовые подразделения у некоторых руководителей появилось искушение не торопиться с финансированием работ на тех сетях, которые они передадут в другие руки.
Созданная нами парламентская комиссия опирается на заключения специалистов. Но уже сейчас ясно, что государство вправе строго спросить, с какой целью энергомонополист тратит деньги на приобретение мощностей за рубежом, а не инвестирует их в российские сети...
Последуют ли за отставкой Евстафьева другие кадровые решения? Придут ли на смену дилетантам, "совместителям" подлинные хозяйственники-профессионалы? Вопрос остается открытым. А от этого зависит ответ и на другой вопрос: способно ли РАО ЕЭС в нынешнем виде обеспечить надежное энергоснабжение страны? Дробление Единой энергетической системы страны на сегменты дает пока в основном негативные результаты. Заметим: энергокризис в столице и области - лишь особо наглядное проявление целой цепочки кризисных срывов, уже произошедших в Саратове, Сочи, Краснодаре...