ЗАГАДКИ АТИПИЧНОЙ ПНЕВМОНИИ

Тяжелый острый респираторный синдром (ТОРС, или SARS), похоже, надолго приковал к себе внимание всего мира: больные продолжают умирать, медики с явным риском для собственной жизни стараются их спасать, ученые ищут способы справиться с эпидемией, расползающейся по планете. Главный инфекционист Минздрава РФ академик РАМН Виктор МАЛЕЕВ по долгу службы одним из первых в стране узнает все новое, относящееся к SARS.

- Виктор Васильевич, для начала помогите, пожалуйста, разобраться. Все последние годы специалисты предупреждали: на рубеже веков возможно появление нового свирепого вируса гриппа, который способен вызвать страшную пандемию наподобие некогда грозной "испанки". Можно ли считать, что сейчас мы столкнулись именно с этой угрозой?
- Не совсем так. Во-первых, после 1970 года в мире появилось около 40 новых инфекционных болезней. Самая известная из них - СПИД. А еще - лихорадка Эбола и многое другое. Они делятся на несколько видов. Есть заболевания, которые вызываются совсем новыми, необычными вирусами, и SARS относится именно к этой группе. Вирус гриппа - другое дело. Он нам знаком, но очень изменчив, часто преподносит "сюрпризы". Не так давно в Гонконге возник так называемый куриный грипп. Люди тяжело болели этим "птичьим" гриппом, были смертельные исходы. Грипп всех напугал, но больше не повторился. В этом году, в апреле, когда все уже были заняты ТОРСом, появился совсем новый вирус гриппа, тоже птичий. Сейчас все как будто затихло. Недавно эксперты ВОЗ опять предупредили, что возможны и новые мутации гриппа. Но SARS нельзя считать "родственником" гриппа, так как вирус, его вызывающий, относится к другому "семейству": это коронавирусы.
- Уже звучало немало версий по поводу происхождения вируса. Например, что он "заимствован" у животных, что "сбежал" из какой-то лаборатории. Какое мнение, по-вашему, ближе к истине?
- К сожалению, мы до сих пор точно не знаем, как возникают новые болезни, и не можем предугадывать их появление. Могу сказать только одно: многие респираторные заболевания (болезни дыхательных путей) зарождаются в Юго-Восточной Азии. Этому способствуют и климат, и плотность населения, и то, что люди живут практически совсем рядом с животными. Кстати, животные чаще, чем люди, болели уже известными коронавирусами. И наши ветеринары знакомы с этими вирусами: есть и бычьи, и птичьи, и мышиные разновидности. Буквально только что эксперты ВОЗ изучили зверьков, которых китайцы употребляют в пищу. У нескольких вроде бы обнаружен вирус SARS. Нужны дальнейшие исследования, но, возможно, именно эти животные - источник инфекции. Версия о "вирусе из лаборатории" не подтверждается. Было целое расследование, проверяли все лаборатории Китая - и ничего не нашли.
- В обсуждениях этой проблемы часто звучит мысль о том, что подобные эпидемии - своеобразная расплата за то, что человечество "ломает границы": идут огромные потоки миграции, население разных регионов мира "перемешивается" и неизбежно обменивается не только культурными ценностями, но и инфекциями.
- Конечно, ломка "барьеров" вносит свою лепту в активизацию инфекций. Но и в средние века миллионы людей умирали, например от чумы. Почему? На эти вопросы нет простых ответов.
- Атипичная пневмония "добралась" уже до многих стран. И, слава Богу, многих больных удается вылечить. Методы лечения, лекарства применяются одинаковые или разные? Дает ли ВОЗ какие-то общие рекомендации, схему лечения (знаю, что у медиков есть термин "протокол лечения")?
- Пока существует лишь предварительный протокол, причем он разный в Гонконге, Сингапуре и Канаде. Везде есть своя специфика. И пока исследования не позволяют дать четкие указания, как лечить.
- Летальность при SARS высока - сначала назывались цифры четыре-пять процентов, сейчас уже - 10 - 15. От чего наступает смерть: поражение легких, общее истощение организма, тяжелые осложнения?
- Главная беда - нарушение функций дыхания и кровообращения из-за тяжелейшего поражения легких. Чаще всего гибнут от острой дыхательной недостаточности. Очень часто умирают пожилые люди, у которых есть какие-то сопутствующие сердечно-сосудистые болезни.
- Что самое трудное, тревожное для врачей и исследователей во всей этой проблеме - трудности диагностики, высокая летальность, непредсказуемость ситуации?..
- Самое сложное - недостаток знаний о новой болезни, мы должны быть готовы к любым неожиданностям. Вторая трудность - нет единого доказанного метода лечения. Хотя мало кто задумывается о том, что даже при "обычном" тяжелом гриппе не существует эффективного лечения, которое позволяло бы уничтожить вирус. Есть еще одна тяжелая проблема: например, в Китае четверть заболевших - это медицинские работники, в Канаде все вновь заболевшие - медики.
- Что, на ваш взгляд, важнее и что труднее: создать вакцину для целей профилактики новых случаев ТОРС или найти препарат, спасающий уже заболевших?
- Сейчас главная цель мирового научного сообщества - остановить распространение эпидемии. Нужны строгие, возможно, небывало строгие меры контроля, карантина. Например, во Вьетнаме это, кажется, удалось, а в Канаде - пока нет. Пожалуй, лекарство найти проще - можно отталкиваться от уже существующих препаратов. Создание вакцины надо начинать "с нуля". И это процесс долгий. Я знаю, сколько институтов работает над созданием вакцины от СПИДа, какие средства тратятся - а вакцины нет...
- SARS, как и СПИД, уже стал проблемой всего мирового сообщества. Можно ли говорить об активном международном сотрудничестве в борьбе с этой напастью? Или идет конкуренция: каждый "хранит" свои пробирки и торопится быстрее всех получить лекарство - ведь это сулит немалые прибыли?
- Есть и то и другое. И сотрудничество, и конкурентная борьба. Но сложности вызваны прежде всего обилием неясностей. Институты работают, но у них есть только промежуточные результаты исследований, их еще надо перепроверять. Сейчас новосибирский институт "Вектор" получил из Гамбурга вирус SARS. Это облегчит работу. Наш Институт эпидемиологии разрабатывает свою тест-систему. Задача - снабдить тестами для диагностики все лаборатории России.
- Ясно, что SARS - "зверь" неведомый и опасный. И все-таки поведение вируса соответствует, насколько я понимаю, общим законам эпидемиологии - он ведь не с другой планеты свалился на нашу голову. Значит, можно предпринять какие-то меры профилактики?
- Кстати, о других планетах. Есть и такая теория: американские ученые озвучивали гипотезу о космическом происхождении вируса, они допускают, что он "залетел" сюда вместе с метеоритом. На мой взгляд, эти предположения, скорее, из области фантастики. Профилактика в этой ситуации прежде всего означает максимально тщательное соблюдение правил гигиены. И туристические поездки в "опасные" страны можно, мне кажется, отложить. А еще не помешало бы скорректировать некоторые традиции общения - ну, например, поменьше публичных объятий и поцелуев.
- Можно ли хоть как-то прогнозировать ситуацию с распространением ТОРС в России?
- Думаю, что единичные случаи заболевания неизбежны. Главное - вовремя распознать и изолировать первых заболевших. Наша задача - не допустить массовой эпидемии.
НЕ ЗАБУДЬТЕ!
Основные симптомы заболевания: температура выше 38 градусов, головная боль, сухой кашель, боль в мышцах, озноб. Скрытый период болезни - 3 - 10 дней. Инфекция передается воздушно-капельным путем, как правило, при близком контакте.
Если в доме появился больной с подобными признаками, необходимо вызвать врача. Уже до его прихода нужно проводить профилактические мероприятия: изолировать больного, обеспечить его индивидуальным бельем, посудой, полотенцем. Члены семьи должны носить защитную маску, неоднократно мыть руки с мылом. Помещение необходимо чаще проветривать. Обязательно многократно проводить влажную уборку с использованием дезинфицирующих средств. Посуду, которую использует больной, предметы ухода можно дезинфицировать кипячением в течение 15 минут в воде или в 2-процентном растворе питьевой соды. Белье перед стиркой кипятить в течение 15 минут в 2-процентном растворе любого моющего средства.