ДОМА, ГДЕ ПОСЕЛИЛОСЬ ОТЧАЯНИЕ

Власти Тулы считают, что в городе около 250 домов находятся в аварийном состоянии. Независимые эксперты утверждают: официальные данные занижены в 10 - 12 раз. После проверки комиссии Госстроя аварийными придется признать еще примерно 100 домов. Давайте вместе прогуляемся по Туле и познакомимся с ее "достопримечательностями".

Вот строение барачного типа по улице Болдина, 23. Построено оно было в 1948 году. Срок эксплуатации - 15 лет. Люди же живут в нем до сих пор. В 1979 году городские власти приняли решение о сносе барака. Несмотря на это, аварийным он почему-то не считается. В 2001 году жители барака написали прошение о признании его таковым. Ничего не вышло. Авторитетная городская комиссия констатировала 70-процентный износ, но не аварийность. 24 года, мол, можно рассматривать как начало подготовительного этапа к сносу барака. Все еще впереди. Живите, люди добрые, наслаждайтесь "благовониями" находящейся под полом (!) выгребной ямы.
Хотите задать вопрос: почему власти Тулы сознательно скрывают реальное положение дел? Да потому, что не хотят увеличивать список семей, имеющих право на внеочередное получение жилья. У самих денег на строительство новых домов нет. Банковских кредитов им как несостоятельным должникам не дают. Федеральный центр, конечно, помогает. Сам президент недавно попросил увеличить объем этой помощи. Но даже если это будет выполнено, то выделенных средств хватит на покрытие десятой части потребности города в новых квартирах для людей, живущих сейчас в тяжелых условиях. Надо зарабатывать деньги самим, но городские власти на это не способны. Областные - тоже. Именно с их молчаливого согласия, помноженного на полное безразличие к судьбам верно- и неверноподданных, практически все тульские предприятия, кроме разве что государственных оборонных, были проданы московским, петербургским, саратовским, кемеровским, курским фирмам. Значительная часть налогов не поступает в местную казну. Тут не до возведения новых жилых кварталов...
Однако продолжим экскурсию по Туле нищенской. Зайдем в небольшой дворик на улице Фридриха Энгельса. Здесь, стесняясь своего вида, спрятались четыре дома, которые были построены в начале прошлого века. С той поры они ни разу не ремонтировались. Правда, после революции внутри сотворили перегородки, чтобы запихнуть в дома как можно больше освобожденных от эксплуатации людей. Сейчас, как и сто лет назад, граждане живут здесь без воды, канализации. Топят печки. Стены домов уже отклоняются от вертикального положения. Потолки удерживаются деревянными подпорками. Рухнуть они могут в любой момент. Люди говорят, что боятся здесь жить. Но живут - деваться некуда.
А вот улица Индустриальная. Большая часть развалюх снесена здесь в конце 80-х. На их месте сейчас стоят типовые "девятиэтажки". Но семь домов осталось, в них обитают около ста человек. Все они переполнены не только отчаянием, но и злобой. Столетние дома вот-вот рухнут, а ремонтировать их власти жильцам не разрешают. Сами же не хотят. Словом, ведут себя, как та еще собака на сене. Десять лет назад обещали снести дома. Предоставить новое жилье последний раз грозились в 1998 году. Время идет. И никаких перемен.
Есть такая здесь песня: "Улица Курковая, улица Штыковая. И Пороховая, и Патронная. Дульная, Ствольная, Арсенальная, улица любая - оборонная". Это про Тулу. Развалюхи есть и на Дульной, и на Ствольной, и на Пороховой. Туляки, проживающие в них, каждый день держат оборону. Охраняют свою жизнь от происков армады чиновников, не привыкших считаться с людьми. Изучая предоставленные тульской администрацией документы, комиссия Госстроя установила, что в ветхих и аварийных домах проживают 3308 семей. По закону местные власти обязаны всех их поставить в очередь на получение новых квартир. Поставили же только 905 семей. Угадайте: почему остальные не записались? Правильно, они уже не верят властям. И это - самое страшное.
{Bull}По официальным данным, каждый год в России ветхим и аварийным признается от 20 до 25 миллионов квадратных метров жилья
ОТ РЕДАКЦИИ
Жилой фонд страны, а это больше 54 миллионов квартир, стремительно ветшает. Только в прошлом году специалисты Госстроя РФ признали ветхими и аварийными 22 миллиона квадратных метров жилплощади. Несмотря на стремительный процесс приватизации, большая часть квартир все еще остается в государственной или муниципальной собственности. Денег на их содержание не хватает, и риск случайного повреждения или разрушения жилплощади год от года увеличивается.
Ситуация столь серьезна, что проблему сохранности жилья впору обсуждать на Совете безопасности как одну из серьезных угроз для россиян.
Это не преувеличение. Ежегодно до 270 тысяч квартир разрушается от пожаров. Лишь одно прошлогоднее наводнение на юге страны, по данным Госстроя РФ, полностью привело в негодность 18 700 домов и частично разрушило более 26 тысяч жилых помещений. Строители, собравшиеся вчера в Москве на свой очередной съезд, предлагают два основных варианта решения проблемы. Первый - требовать от граждан в обязательном порядке страховать свое жилище и таким образом усиливать ответственность за его сохранность. Второй - резко, на 15 - 17 миллионов квадратных метров в год увеличивать строительство нового жилья за счет государства и продавать его через агентства по ипотечному кредитованию. Беда в том, что у населения на это нет денег. Примерно 40 процентов населения живет за чертой бедности, и лишь 1 миллион семей может позволить себе взять ипотечный кредит на покупку самого дешевого жилья.