Направляясь в Берново, на встречу с Пушкиным, невозможно миновать и это место. Вхожу в знакомый сосновый бор на берегу Тверцы. По летнему разнотравью тропинка ведет к древнему погосту Прутня. Скорее всего, погост с его церковью давно исчез бы с лица земли, если бы не положили здесь на веки вечные генеральшу Анну Керн. Ее могила, пожалуй, и удержала погост. А сегодня Прутня ожила, растут дома, идет служба в храме, его восстанавливают.
"Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты..." Довольно часто, говоря об Анне Петровне Керн, этими хрестоматийными чарующими строками и ограничиваются. А поэт посвятил русской красавице и другие произведения, некоторые из них тоже положены на музыку.
...От Прутни через Торжок авто-страда пролегла в старицкие края, в село Берново - место тверского уединения поэта. Какой бы ни выдалась погода - дождливой или солнечной, жаркой или холодной, - сюда спешат машины из разных краев на день рождения Пушкина - обычно к нему приурочивается и праздник поэзии. Изближних сел идут пешком. Свежесть первых праздников, может быть, в какой-то мере теперь уже утрачена, но тем не менее люди собираются, каждый находит что-то для себя душеполезное. Вот среди старинных лип, которые, может, помнят легкую поступь Поэта, задушевно заиграл на гармошке седой, как лунь, участник праздника. Знакомимся. Олег Михайлович Колюшев живет неподалеку - в селе Страшевичи, вернулся на родину после военной службы на Севере. Не пропускает ни одного праздника поэзии. И вносит в его ход свою лепту игрой на гармошке, а иногда читает непритязательные стихи собственного сочинения. Белоголовая, как одуванчик, 6-летняя Маша Рибошапка пока не может выразить свое отношение к Пушкину, но праздник ей очень нравится. Она приходит вместе с родителями в Берново второй раз, благо их деревня Бернишено - по соседству. Донеслась до слуха задорная мелодия - на сцену за парком возле села вышли белорусские артисты. Позже я спросил их мнение о празднике, и они ответили, что "покорены" увиденным здесь...
Берново - собирательный образ пушкинских мест Верхневолжья. Впервые Александр Сергеевич приехал в эти края осенью 1828 года в деревню Малинники, куда его пригласила отдохнуть тригорская приятельница Прасковья Осипова. Владельцем Малинников был ее муж Николай Вульф. В округе стояла пора золотого увядания, она добавляла очарования диковатой местной природе, сразу нашедшей отклик в душе поэта. Уединение, возможность поработать без спешки, добрые нравы жителей, беседы с гостеприимными хозяевами - все воодушевляло его на творчество, поэт много работал. Позже он назовет эту деревеньку, а также сельцо Павловское "тверским кабинетом", а в письме к супругам Вульф сделает редкое признание, переплавленное в поэтические строки: "Невольно к этим грустным берегам меня влечет неведомая сила. Все здесь напоминает мне былое".
К этим "напоминаниям", наверное, можно отнести и обольстительную Анну Керн. Еще ребенком Аню Полторацкую (девичья фамилия Керн) привозили в Берново, и она подолгу жила в доме Вульфов. Можно предположить, что, когда впервые с ней встретился поэт, у них был общий предмет для разговора - жизнь обитателей Бернова и его окрестностей. А позже - стихи Пушкина, написанные на старицкой земле. Поэт провел здесь в общей сложности два с небольшим месяца. А сколько создал! Знаменитые шедевры "Анчар" и "Зимнее утро", главы "Евгения Онегина", лирические миниатюры в дневники барышень, наброски прозы... Исследователи его творчества полагают, что прототипом Маши Мироновой в повести "Капитанская дочка" могла стать Маша Борисова (ее фамилия фигурировала в прозаических черновиках Пушкина). Это возможно, поскольку в Старице были расквартированы офицеры Оренбургского уланского полка - деталь немаловажная для творческого воображения автора повести. Старицкую барышню Машеньку Борисову Пушкин называл соловьем "в дичи лесной" и написал ей в альбом:
Минуты сладостных свиданий
И прелесть девственных ланит,
И пылкий жар твоих лобзаний -
Все память сердца сохранит...
Широким был круг общения поэта на старицкой земле: не только с семьей Вульфов и их многочисленными родственниками, но и владельцами соседних с Берновом имений, жителями Старицы, простыми крестьянами...
Сохранить атмосферу пребывания поэта, воссоздать все до мелочей, связанное с его именем, - задача Берновского музея. По тематике он не повторяет ни одного из существующих пушкинских музеев. В том заслуга в особенности московского художника Юрия Керцелли и неутомимой энтузиастки Людмилы Казарской. В позапрошлом, юбилейном для поэта, году музей как бы получил окончательное завершение. Была произведена реставрация барского дома внутри и снаружи, переделаны некоторые экспозиции... "Сбылась наша давняя мечта, - рассказывала директор музея Елена Рыхло, - разместить материалы так, чтобы они отражали этапы пребывания Пушкина на старицкой земле. Хорошо представлен и круг общения поэта. Конечно, в наши дни нет такого наплыва туристов, как раньше. Но меня радует, что этот турист - не "заорганизованный", он приезжает в Берново по зову души..."
После знакомства с экспозициями поднимаюсь на гору Парнас - здесь же, в парке. С нее открывается вдохновляющий простор, блестит на солнце темная лента речки Тьма, далеко сквозь облака высвечивают купола храма, и, кажется, там, по берегу, легкой походкой с тростью в руках, в шляпе идет петербургский гость...