Как репортер Тёмин угнал самолет у маршала Жукова

За каждым из снимков на этой газетной странице - своя история, своя судьба

Об истории знаменитого снимка фронтового фоторепортера Виктора Тёмина «Знамя Победы над Рейхстагом 1 мая 1945 года в Берлине» написано так много, что она уже смахивает на легенду. А как было на самом деле? Родившийся в Йошкар-Оле, Виктор Антонович работал в газетах «Красная Татария», «Правда» и «Известия», в журнале «Огонек», в ТАСС. Его фотообъектив запечатлел экспедиции на Северный полюс и в Арктику, процесс спасения челюскинцев, знаменитые перелеты советских летчиков в 1930-х. Но главной удачей в своей жизни он считал съемку в полдень 1 мая 1945 года с борта самолетика По-2. Та фотография, доставленная в Москву на личном самолете маршала Жукова, была перепечатана со страниц «Правды» газетами и журналами десятков стран мира.

Нам, бывшим в ту пору сотрудниками отраслевой газеты «Воздушный транспорт», повезло: мы услышали эту историю из уст нашего главного редактора Юрия Васильевича Пономаренко, лично общавшегося с Тёминым. Юрий Васильевич сам был участником Великой Отечественной войны, летал штурманом на По-2. Среди его боевых наград был и польский орден — Пономаренко в числе первых советских летчиков приземлился в пылающей Варшаве. Наш главный редактор, прекрасный рассказчик, многое о войне знал не из мемуаров и документов, а от живых свидетелей событий. Вот и эту историю, случившуюся с фоторепортером Виктором Тёминым, он услышал от него самого и поделился потом с нами, коллегами-газетчиками.

Тёмин к концу войны был в числе репортеров, служивших при штабе маршала Жукова. Он часто летал с полководцем, журналиста знали в лицо летчики эскадрильи, обслуживавшей командующего фронтом. 1 мая 1945 года Виктор Тёмин отправился в задней кабине По-2 снимать пылающий Берлин. Закончил съемку, самолет взял курс на аэродром — и вдруг репортер заметил ползущих по куполу Рейхстага людей. Попросил летчика сделать еще круг — и заснял историческое событие: водружение Знамени Победы над Берлином. В фотоаппарате на тот момент оставалось пленки всего на два кадра. Но и этого, как оказалось, хватило, чтобы войти в историю.

Сразу после приземления Тёмин отыскал пилота маршальского «дугласа»: «Надо срочно отправляться в Москву — в фотоаппарате кадры Победы». Аэродром уже ликовал, вокруг стреляли из всего, что могло стрелять. Летчик робко поинтересовался, получено ли разрешение от Георгия Константиновича? Тёмин убедительно развел руками: «А как же, конечно!» А сам по рации стал запрашивать разрешение на прямой полет до Москвы. Ответа не было. И тогда журналист «принял командование на себя» — вылетели на свой страх и риск. Своего самолета маршал хватился, когда «дуглас» уже подлетал к Москве. Славившийся крутым нравом, маршал потребовал самолет немедленно вернуть в Берлин, а корреспондента расстрелять. Но развернуться в воздухе летчик не мог, требовалась дозаправка, пришлось садиться в столице. А уж на земле Тёмин сумел связаться с редакцией и через несколько минут мчал туда с отснятой пленкой.

Утром «Правда» вышла с уникальным снимком на первой полосе: Знамя Победы над Рейхстагом. А рядом был напечатан приказ Сталина о взятии Берлина. Ну а когда на следующий день исторические снимки были опубликованы во всех газетах, на исполнении приговора маршал Жуков настаивать не стал. И за поврежденный самолет решил не взыскивать, хотя «дуглас» в том полете пострадал. «При перелете границы нужно было ракетами сообщить зенитчикам пароль, который менялся ежедневно, — писал впоследствии журнал «Международная жизнь». — Летчик пароля не знал. С борта самолета Тёмин отправил радиограмму о том, что везет важные документы о взятии Берлина. Но приказ пришел поздно. И когда самолет приземлился, на нем насчитали 62 пробоины».

Но все хорошо, что хорошо кончается. И жестокая кровопролитная война, и майская эпопея фронтового репортера Виктора Тёмина.