Высшее образование в России становится менее престижным, но более доступным
Недавние опросы родителей российских старшеклассников, проведенные сервисом SuperJob, показали почти двукратное сокращение доли пап и мам, мечтающих, чтобы их дети-выпускники продолжили обучение в вузе: в 2010-м таких было 80%, ныне — лишь 43%. Одновременно общий объем бюджетных мест в российских вузах увеличен на 10%, и, по данным Министерства науки и высшего образования, в нынешнем году отправиться за бесплатным вузовским дипломом смогут 576 тысяч молодых россиян. Причем дополнительные бюджетные места ведомство обещает отдать в провинцию, а всего региональные вузы получат в нынешнем году 73% всех бесплатных вузовских мест.
Зато выросла цена платного обучения в вузах, особенно московских: в МГУ средняя стоимость перевалила за 400 тысяч рублей (за год), в Гнесинке — за 460 тысяч, в Бауманке и Пироговке — за 300 тысяч, в «Керосинке» (Университет имени Губкина) — за 270 тысяч, в ГИТИСе и в Академии внешней торговли — за 340 тысяч, в «Вышке» — за 520 тысяч, в Тимирязевке — за 230 тысяч, в Щепке — за 480 тысяч, в Физтехе -за 270 тысяч, в НИЯУ МИФИ — за 240 тысяч...
Дорого! Но это лучшие вузы страны, с таким образованием и дипломом легче претендовать на высокооплачиваемую работу. Поступить на бюджетное отделение в такой вуз непросто даже с очень высокими баллами школьного аттестата. А при среднероссийском медианном заработке в 35 тысяч рублей мало кто из родителей сможет оплатить своему чаду такое образование. А если в семье два студента?
Вариантов три. Первый — попрощаться с мечтой о престижном вузе и бесхлопотно зачисляться на бюджет в институт попроще, необязательно столичный. Второй — снизить собственные притязания до разумных пределов и выбрать вуз подешевле, а потом и работу не в подмосковных наукоградах, а в провинции. А третий вариант — переходить на «американский образ жизни». В США более 21 млн студентов (почти в 10 раз больше, чем в России), из которых подавляющее большинство учатся на образовательный кредит, полученный в банке.
Это дорого — от 100 тысяч долларов за весь курс и выше, а процентные ставки кредитов на образование в США — 5-7,5% годовых (ипотека ниже — 4,3%). Это надолго, может быть, расплачиваться придется четверть жизни. Но игра стоит свеч. Тамошняя статистика утверждает, что высшее образование позволяет среднему американцу зарабатывать в среднем на 75% больше обладателя только школьного диплома. Любопытно, что из получателей таких кредитов наибольшая доля (больше трети) приходится на выходцев из обеспеченных семей с годовым доходом от 100 тысяч долларов. Но есть и бедняки с доходом меньше 27 тысяч в год. Их доля — около 11%, в подавляющем большинстве они становятся средним классом.
А ведь в России тоже есть образовательные кредиты. Прошлым летом премьер Михаил Мишустин подписал постановление о снижении ставки по образовательным кредитам до 3% и увеличении срока погашения с 10 до 15 лет, а периода льготного кредитования — до девяти месяцев после завершения обучения. И даже по прежним правилам в прошлом году количество взятых образовательных кредитов по всей стране выросло в четыре раза. Лидировали РАНХиГС, НИУ ВШЭ, РУДН, МГУ, Плехановка — самые престижные вузы. Но все вместе эти заемщики составили лишь 1% от общей численности российского студенчества. А по результатам исследования, проведенного НИУ ВШЭ, только 6% опрошенных россиян знают в деталях о том, что такое образовательные кредиты. И кто знает, сколько талантливых ребят потеряли наши лучшие вузы в прошлые годы из-за элементарной неинформированности российских школяров-старшеклассников? А сколько еще будет потеряно?
По стоимости платного обучения в лучших российских вузах мы догоняем заграницу, а по уровню зарплат выпускников-дипломников сильно отстаем. В результате образовательные кредиты для российских молодых специалистов становятся веригами. Эту ношу можно облегчить, если государство установит для «образовательных должников» систему грантов, покрывающих хотя бы часть этого долга — с прямой зависимостью размера этой части от качества диплома. Наверное, можно поискать и другие возможности — к немалой выгоде страны и ее молодежи.