Почему в Москве нет площади имени великого композитора, спрашивает Денис Мацуев
Позвольте, дорогой читатель, сегодня, в день рождения Петра Ильича Чайковского, спросить вас: знаете ли вы, что в Москве нет ни улицы, ни площади, ни даже переулка, носящих имя величайшего русского композитора? Улица имени большевика Красина есть, имени члена президиума ЦК КПСС Шверника есть, даже проспект Ахмата Кадырова на столичной карте имеется. А вот Петру Ильичу отчего-то не повезло.
Вопрос мой, конечно, риторический. История известна: в первой половине 1990-х в разгар кампании по борьбе с советской топонимикой многие таблички, появившиеся на улицах после 1917 года, стали спешно убирать. Правда, начали почему-то с людей культуры — с Горького, Герцена, Качалова, Немировича-Данченко... Оставив кучу государственных деятелей, с чьими заслугами перед страной и народом еще надо сильно разбираться.
Попал под нож и Чайковский, имя которого с 1940 года, когда весь мир отмечал 100-летие со дня рождения автора «Лебединого озера», носила одна из самых представительных частей Садового кольца: от пересечения с Новым Арбатом до Кудринской площади. В 1994-м и в этой части города восторжествовала так называемая историческая справедливость...
Почему «так называемая»? Потому что хоть возвращение исторических названий — дело в принципе хорошее, но во всем должна быть мера. Скажем, вернули Пушкинской улице ее дореволюционное имя Большая Дмитровка — а Пушкинскую площадь хватило ума не делать обратно Страстной, благо о бывшем на этом месте Страстном монастыре вполне напоминает соседний бульвар с таким названием.
Но Чайковского убрали на корню. Больше в московской топонимике с ним не связано ничего. Между тем имя композитора давали бывшему (и теперешнему) Новинскому бульвару неслучайно. У его края, на нынешней Кудринской площади, Петр Ильич, тогда молодой профессор Московской консерватории, прожил больше года. Дом сохранился, там сейчас прекрасный музей, входящий в систему Российского национального музея музыки.
Естественно, идея вернуть Москве Чайковского давно бродит в умах тех людей столицы и, рискну предположить, России, кому дорога его музыка. А таких, надеюсь, миллионы. Дело сдвинулось с мертвой точки год назад, в дни празднования 180-летия со дня рождения одного из самых знатных москвичей. Тогда пианист и дирижер Михаил Плетнев, преданнейший энтузиаст творчества великого композитора, сказал, что Москва без Чайковского — это нонсенс и позор. Слова услышали в общественной организации «Русская инициатива» и направили ходатайство в Мосгорнаследие. Там к проблеме отнеслись с пониманием. Нашлось и подходящее место для возвращения имени в столичную топонимику — та самая площадка, где стоит Музей Чайковского. Сейчас это часть Кудринской площади, но обособ-ленная, вдающаяся «нишей» во внутреннюю кромку Садового кольца между Большой Никитской и Поварской улицами. В истории Москвы уже есть прецедент — когда часть Красноворотской площади между Каланчевской и Новой Басманной улицами получила имя Лермонтовской...
Авторы идеи подумали и о том, как это место благоустроить. Лидер «Русской инициативы» Юлия Серебрянская рассказала «Труду», что за проект готовы взяться известные художники Рустам Хамдамов и Юрий Купер. Так, Хамдамов предложил сделать крупный мозаичный портрет композитора. Будет возрожден некогда находившийся здесь фонтан. Когда-то он служил сугубо практической цели — извозчики поили из него лошадей. А теперь его можно сделать светомузыкальным, где зазвучат великие мелодии.
«Чайковский — наше все в неменьшей степени, чем Пушкин, — считает правнучатая племянница Петра Ильича пианистка Наталия Бурмейстер, дочь знаменитого советского хореографа Владимира Бурмейстера, который приходился внуком двоюродному брату Чайковского Анатолию Петровичу. — Ведь музыка, в отличие от стихов, не нуждается в переводах. Когда мои родственники, живущие в Бельгии (их родители уехали туда после революции), посетили Москву и узнали, что улица, носившая имя Чайковского в течение 54 лет, его лишена, они назвали это варварством».
Примеров уважения к имени и наследию русского композитора во всем мире немало. Те, кому удалось встречать новый, 2021 год в Нью-Йорке, рассказывают, что на центральной площади города Таймс-сквер светился громадный портрет Чайковского. Мало того что деловая и культурная столица Америки помнит, как 130 лет назад Петр Ильич приезжал сюда с концертами открывать только что построенный Карнеги-холл, — по итогам 2020 года композитор вошел в пятерку самых востребованных авторов на интернет-ресурсе Spotify.
А у нас, утверждает статистика, имя Чайковского на картах городов — на 202-м месте. Даже Базарная улица популярнее — она на 201-й позиции...
P.S. Как раз в эти дни Межведомственная комиссия по наименованию территориальных единиц города Москвы должна рассматривать заявку сторонников возвращения имени Петра Ильича на столичную карту. Прислушаются ли там к их голосу? Или, чтобы выйти на площадь Чайковского или побродить по улице его имени, москвичам и гостям столицы по-прежнему придется ехать как минимум в Подольск — это пока ближайший к Первопрестольной город, где именем Чайковского не побрезговали.
Денис Мацуев, пианист, народный артист России
— Я сам житель Новинского бульвара, бывшей улицы Чайковского, и понимаю желание вернуть московским улицам исторические названия. Но нельзя делать это в ущерб такому абсолютному гению, как Петр Ильич. Его имя заслуживает присутствия в центре Москвы, в месте, которое тесно связано с его жизнью.
Музыка Чайковского, любимая во всем мире, получила сегодня статус гимна нашей страны на спортивных соревнованиях. Не заменяя его, но представляя страну тем лучшим, что было сделано нашим гениальным соотечественником, одним из самых великих композиторов всех времен.
Напоминаю об этом еще и потому, что сам имел честь способствовать продвижению музыки Петра Ильича на «спортивные» вершины. Предложил я его Первый концерт для торжественных церемоний еще до того, как возникла идея с «Катюшей». Песня замечательная, но, по моему разумению, страну с такой могучей классической культурой и музыка должна представлять классическая. Когда мелодия Петра Ильича прозвучала впервые в честь наших чемпионов по фигурному катанию, мурашки по коже забегали...
Сейчас занимаюсь доработкой. Регламент МОК диктует: время исполнения гимна — полторы минуты, ни секундой больше. Получается, фонограмму обрывают, а так с Чайковским обходиться нельзя. Сейчас по договоренности с Олимпийским комитетом России готовлю вариант, который, не искажая Чайковского, звучал бы законченно. Возможно, это будет сделано на основе нашей с Валерием Гергиевым и оркестром Мариинского театра записи. Или специально соберемся в студии — и к 15 мая представим вариант в МОК. Надеюсь, прозвучит он и на чемпионате мира по хоккею, стартующем в мае. А вообще-то мы не только Петру Ильичу задолжали. Не найти на столичной карте и имени Сергея Васильевича Рахманинова — выпускника Московской консерватории, великого композитора и пианиста, замечательного дирижера, работавшего в том числе в Большом театре. Через два года — 150-летие со дня его рождения. Самое время московскому правительству задуматься...