На совещании с министрами Владимир Путин в числе прочего раскритиковал программу «дорожных карт»
Кризис не в экономике, а в головах чиновников. Об этом говорил президент Владимир Путин на совещании с министрами российского правительства.
Как накануне написал «Труд», еще до начала совещания глава государства постарался успокоить правительство, обеспокоенное появившимися в СМИ слухами о готовящихся выволочках, выговорах и даже отставках. Специально для самых испуганных кремлевский пресс-секретарь Дмитрий Песков объявил, что совещание «созывается не для «разноса министров, а для серьезного обзора проделанной работы».
Но разбор оказался столь жестким, что в старину, говорят, после подобного чиновники подавали в отставку или падали, сраженные инфарктом. Вряд ли кого-нибудь обманули фразы о некоторых достигнутых результатах. «За прошедший год нам удалось сдвинуть с мертвой точки многие наболевшие вопросы», — сказал Путин в начале встречи. Но среди перечисленных «плюсов» оказались, например, «хорошие показатели в демографической политике», к которым нынешнее правительство не имеет никакого отношения (детей у министров не прибавилось). А также «рост реальных доходов граждан», который, по словам Путина, «не всегда сопровождается повышением качества предоставляемых услуг». И так далее.
О «процентах выполнения» своих инаугурационных указов президент даже не упоминал. Наоборот, подчеркнул, что судить будет «не по предоставляемым ему ведомствами бумагам», а по тому, как изменилась жизнь людей. Или, как минимум, какие перспективы их ожидают — например, в старости. Которая нынче вообще выглядит огромной «черной дырой», ибо правительство до сих пор даже и не сформулировало понятные для людей пенсионные формулы. «Или она готова? Или не готова? Если готова, то утверждайте на правительстве, вносите в Думу, — сказал глава государства.
При этом Владимир Путин подтвердил, что «повышать пенсионный возраст в РФ нецелесообразно, но правительство должно как можно скорее выработать новый вариант расчета пенсий, до осени проведя его общественное обсуждение...»
На совещании также выяснилось, что нынешнее правительство не умеет распоряжаться выделенными ему деньгами, независимо от того, предназначены они на социальные нужды или для поднятия экономики. Так получилось с повышением зарплат в медицине: «Средства выделили? Выделили. Но до медицинских работников не дошли. Просто потому, что механизм доведения не был грамотно отлажен», — напомнил Путин. Что свидетельствует о крайне низком профессионализме чиновников.
Или взять такой острейший вопрос, как развитие среднего бизнеса, для которого в бюджете специально было выделено 20 млрд. рублей госгарантий. Но... «Получить эти гарантии практически невозможно, — резюмировал Путин. — Сами попробуйте это сделать. Невозможно. Поэтому они и лежат мертвым грузом, хотя механизм предоставления госгарантий должен был быть утвержден до 1 ноября прошлого года...»
А ведь ситуация в экономике сложная, денег мало — но даже найденные средства не работают. Президент напомнил, что в текущем году в регионы было направлено 192 миллиарда рублей на финансирование мероприятий, непосредственно вытекающих из майских указов. По итогам первого квартала, «раскассировано» только 17 миллиардов рублей — менее 10% средств.
«Ну что это за работа такая? Опять мы все на конец года, что ли перекатим? Ну, и какой результат будет, я уже догадываюсь, да и вы тоже знаете», — резюмировал Путин.
Что любопытно: весь этот «управленческий брак» начинается, как правило, на высших этажах исполнительной власти. Например, правительство утвердило госпрограмму развития Дальнего Востока и Забайкалья с предполагаемым объемом федерального финансирования в 3,8 триллиона рублей до 2025 года. Деньги колоссальные, но на период до 2020 года Минфин подтвердил только 296 миллиардов рублей. «Спрашивается, зачем утверждали такой документ, если непонятно, как и за счет чего его исполнять?» — задал вопрос президент.
Другой пример: правительство приняло невозможную для исполнения программу по расселению ветхого и аварийного жилья. Зачем? «Программу приняли, по всем регионам прошлись, заставили их подписать. И буквально через месяц констатировали, что она невозможна к исполнению. Ну, зачем принимать такие документы? Это мы сами себя обманываем, в блуд вводим», — заявил Владимир Путин.
Из всего сказанного на совещании можно уяснить главное: нынешний кабинет не справляется со своими главными — управленческими обязанностями. Ибо заявленные в инаугурационных указах главы государства задачи по экономическому и социальному развитию страны требовалось подкрепить организацией их исполнения. Говоря нынешним языком, на каждую из них требовалось разработать «дорожную карту». Вместо этого правительство даже «не торопится утвердить новые «дорожные карты» по таким вопросам, как качество государственного регулирования и доступ малого и среднего бизнеса к госзакупкам...» — сказал Путин. — «Все эти карты взяты не с потолка... они, по сути, вами вырабатывались... это же не работает, потому что до сих пор не утверждено. Почему? Спорили, договорились, подписали и... положили под сукно», — эти слова президента выглядят жирным «неудом» за год работы правительства. Надо ли говорить, что все это напрямую тормозит создание конкурентной деловой среды, тормозит экономическое и социальное развитие страны. Способен ли это понять и исправить нынешний кабинет?..
Вопрос тем более сложный, что всем еще памятен недавний отчет премьер-министра Дмитрия Медведева в Государственной Думе. Там его пространные речи и ответы на вопросы депутатов очень напоминали старую песенку «Все хорошо, прекрасная маркиза...» А хорошего, как выясняется, мало.