Основная задача конкурса - способствовать сохранению исторической памяти и сближению поколений, привлечь школьников к изучению российской повседневности, региональной и семейной истории, которая исчезает с уходом старших поколений. Это не соревнование школьных сочинений по истории, ребятам предлагают самостоятельно проанализировать желательно новый источник или по-новому осмыслить уже известные факты. Довольно трудная работа и для взрослых, не говоря уже о школьниках, вступающих в самостоятельную жизнь.
- Когда четыре года назад мы начинали конкурс, то думали, что большая часть работ будет посвящена судьбам известных исторических личностей, - говорит председатель оргкомитета Ирина Щербакова (общество "Мемориал"). - Но таких исследований оказалось мало и с каждым годом становится все меньше. Очевидно, что для сегодняшних молодых история минувшего века - это прежде всего их собственная история, история их близких, рода.
На нынешний конкурс было прислано 2960 работ из 1024 населенных пунктов восьмидесяти пяти регионов России. Ребята на конкретных человеческих судьбах рассказывают о коллективизации, Великой Отечественной, многочисленных стройках НКВД, насильственном переселении народов на примере российских немцев, эвакуации. Очень много работ посвящено репрессиям. Так, целый коллектив из четырех старшеклассников села Новый Курлаг Воронежской области на основе воспоминаний односельчан, редких фотографий, старых газет и архивных материалов проследил жизнь сельского священника до 1927 года. Потом была ссылка в Тамбовскую область, где он и сгинул. Грустная у нас получается история, очень хочется, чтобы исследования старшеклассников лет через двадцать-тридцать были оптимистичнее...
Практически все присланные на конкурс работы сделаны добротно, а некоторые, можно сказать, профессионально. Например, Поляков Андрей из Пензы, исследуя события на озере Хасан, затронул такую острую тему, как мифотворчество официальной истории Великой Отечественной войны. Так что авторитетному жюри под председательством академика Российской академии образования Сигурда Шмидта пришлось немало потрудиться, прежде чем отобрать сорок лучших исследований. Теперь они будут изданы отдельной книгой, как это было с работами победителей предыдущих конкурсов.
В Воронеже, Красноярске, Пензе, Перми и других городах после всероссийского проводятся теперь и собственные, региональные конкурсы. Судя по всему, список таких городов будет расширяться и, значит, "иванов, не помнящих родства" станет в нашей стране меньше.
И вот под сводами Исторического музея звучат имена победителей. Вручаются дипломы и ценные призы: за третье место - музыкальные центры, за второе - видеомагнитофоны, а ребятам, завоевавшим первые места, подарили компьютеры. Впереди - уже новый конкурс.