Начало было положено два года назад. Тогда народный артист России, друг и автор "Труда" Леонид
Начало было положено два года назад. Тогда народный артист России, друг и автор "Труда" Леонид Марягин выпустил на экраны "101-й километр" - беспощадно горький и одновременно потаенно поэтичный фильм, навеянный воспоминаниями режиссера о своей мятежной юности, в которой были и обязательные проделки в школе, и сомнительная дружба с "блатными", и первая любовь, и робкие пока попытки задуматься о выборе жизненного пути...
Эта картина проехала по многим отечественным и зарубежным кинофестивалям, добралась даже до Нью-Йорка, собрала несколько престижных наград и ворох газетных рецензий. Очевидный успех воодушевил режиссера на продолжение работы: сейчас на "Мосфильме" он снимает ленту "Здравствуй, столица!" - вторую часть задуманной им автобиографической трилогии.
Если действие картины "101-й километр" происходило в последние годы жизни Сталина, на исходе "заморозков", в которые на долгие десятилетия была ввергнута страна, то фильм "Здравствуй, столица!" рассказывает уже о временах хрущевской "оттепели". Главный герой, который в первой картине был подростком, юношей, теперь возмужал, успел отслужить во флоте. На свой 101-й километр, населенный шпаной, ему возвращаться не хочется. Начитанный, сам пробующий свои силы в литературе, Сева одержим желанием "покорить Москву". Но в Литинститут нашего героя не взяли - его автобиографические опусы на темы "блатной" юности сочли сомнительными по содержанию и чересчур рискованными по форме. К счастью, иначе отнесся к ним маститый кинорежиссер, случайно встреченный Севой на жизненном пути. Он почувствовал в молодом ершистом морячке смутно угадываемый талант и пригласил его "подмастерьем" в свою творческую группу. Так в жизнь главного героя навсегда вошло кино...
Леонид Марягин не скрывает, что Сева во многом "списан" с него самого. Другие персонажи тоже имеют своих реальных прототипов. Например, в классике советского кино Иване Давыдовиче, роль которого исполняет замечательный актер и режиссер Владимир Меньшов, посвященные без труда узнают черты Ивана Пырьева и Леонида Лукова - учителей и наставников Леонида Марягина. Он начинал у них помрежем, ассистентом, приходилось работать даже осветителем, и только много позже Марягин поставил свои собственные, сделавшие ему громкое имя картины - "Вылет задерживается", "Вас ожидает гражданка Никанорова", "Враг народа Бухарин", "Троцкий"...
"Всамделишность", подлинность - фирменные черты режиссерского стиля Леонида Марягина. В "101-м километре" он скрупулезно воссоздавал мрачноватую среду захолустного городка, в новом фильме режиссер стремится воскресить сам аромат московской жизни 60-х годов, в которой гигантские очереди за "одесской" колбасой органично уживались с верой в светлое будущее всего человечества...
Старую Москву Марягин и его группа собирали буквально по крупицам. Ряд интерьеров сняли в гостиницах "Националь" и "Москва" - они в своем внутреннем убранстве сохранили дух той эпохи. В эпизоде с поимкой мнимого бандита в качестве сержанта милиции "засветился" и автор этих строк - это событие отсняли в павильоне "Мосфильма". Но главные, наполненные ностальгией сцены предстоит снимать летом на Тверской.
- К счастью, отрезок улицы от Центрального телеграфа до Моссовета не изуродован всепроникающей рекламой, - говорит режиссер. - Здесь и будем воссоздавать московский "бродвей", по которому так любит фланировать главный герой фильма, еще не знающий, куда выведет его эта соблазнительная "стометровка"...