Заявление Ваджпаи в целом с одобрением, но не без скептицизма встречено в здешних политических и общественных кругах. Без разъяснений остается вопрос о причинах, побудивших премьера именно сейчас "протянуть руку" Исламабаду. Ведь буквально за несколько дней до этого министр иностранных дел, министр обороны, а также вице-премьер не исключали применения в отношении Пакистана превентивных мер "силового воздействия". Сам Ваджпаи, детализируя свой подход, считает возможным диалог с Пакистаном по всем вопросам лишь при условии полного прекращения им поддержки проникновения боевиков на территорию Индии и ликвидации баз подготовки террористов на его территории.
Поделиться своими оценками происходящего ваш корреспондент попросил одного из ведущих специалистов в области международных отношений и региональной безопасности, профессора Школы международных исследований университета им. Дж. Неру в Дели доктора С. Сингха:
- Раздел Индии - одно из наследий колониализма, которое на протяжении пятидесяти с лишним лет продолжает создавать проблемы для безопасности и мира в Южной Азии. Главная из них - вопрос о Кашмире. Четырежды вспыхивавшие между Пакистаном и Индией войны так и не привели к окончательному выяснению отношений. Между тем за последние 15 лет территория индийского штата Джамму и Кашмир превратилась в арену протестных выступлений гражданского населения, которые зачастую приобретали насильственный характер. В общей сложности за этот период погибло около 75 тысяч человек. Серьезный ущерб причинен жилью, экономике и социальной структуре штата.
В настоящее время Кашмир продолжает оставаться разделенным на три части, которые контролируются Индией, Пакистаном и Китаем. В делах Кашмира Китай остается наиболее пассивным участником. Под его контролем остаются лишь порядка пяти тысяч квадратных километров пакистанской части Кашмира (по пограничному размежеванию 1963 года) и порядка 33 тысяч - в горном Аксай Чине, занятом в 50-е годы, когда Индия и Китай стремились максимально раздвинуть свои пределы в сторону соседа.
Что же касается Индии и Пакистана, то в основе их разногласий лежат притязания на безусловный контроль над всей территорией Кашмира, отношение к нему как к неотъемлемой части своей территории.
Дели и Исламабад не в состоянии сегодня предложить какой-либо компромисс по Кашмиру. Любой из его вариантов сводил бы на нет теорию "двух наций", на которой держалась идея образования мусульманского государства Пакистан. Вопрос стал весьма чувствительным для Пакистана. Теория "двух наций" (в Пакистане - мусульмане, в Индии - индусы) уже дала трещину, вызванную обретением в 1971 году независимости бывшим Восточным Пакистаном, а ныне - Бангладеш. Ответственность за это в Пакистане целиком и полностью возлагают на Индию и в качестве ответного удара не теряют надежды на реванш в Кашмире.
Похоже, что в своем антагонизме Дели и Исламабад уже давно миновали "точку возврата" и решение мирно разойтись по домам просто по определению не может быть принято.
Вопрос, который требует первоочередного рассмотрения и уже, как видно, созрел в сознании элит двух стран, - о необходимости признания того, что сохраняющийся на протяжении последних 50 лет статус-кво, вероятно, и представляет собой наилучший вариант разрешения проблемы Кашмира. Понимание этого становится все более ясным в обеих странах после проведения ими ядерных испытаний в 1998 году...