НУЖЕН ЛИ ШКОЛЕ ЗАМПОЛИТ?

Призрак пионерии бродит по России. С тех пор как всесоюзная организация юных ленинцев прекратила свое существование, тоска по ней у многих политиков и руководителей разного ранга не утихает. "Разрушить-то мы разрушили, но взамен ничего не создали. А природа, как известно, не терпит пустоты" - эта давно ставшая штампом фраза обычно сопутствует публичным рассуждениям о возрастающей детской преступности, наркомании и проституции.

Впрочем, сказать, что российские дети после упразднения пионерской организации поголовно бросились во все тяжкие, было бы неправдой. Как неправда и то, что в перечисленных социальных пороках повинно исключительно отсутствие красных галстуков, звонких речевок, хождения строем под звуки барабана и всего того, что в советские времена у пионеров именовалось "активным участием в общественной жизни". Конечно же, не стоит идеализировать наше пионерское прошлое. Да, помогали старушкам, собирали макулатуру или металлолом, совершали другие поступки, украшающие "нравственный облик будущего строителя коммунизма". И в то же время зевали от скуки на нескончаемых то отчетных, то выборных пионерских собраниях и незаметно для самих себя перенимали у вожатых манеру произносить правильные речи с необходимым набором стереотипной партийной лексики. Удивительно, но факт: даже невинная детская организация в годы застоя была способна порождать маленьких конформистов.
Сегодня чрезмерная идеологизация и формализм, слава Богу, ушли из ребячьей жизни. Российская школа, во всяком случае так утверждают руководители системы образования, отлучена от политики, и любая агитация в пользу той или иной партии в учебных заведениях запрещена.
Но при всем при том потребность детей и подростков собираться в группы, команды, отряды и прочие "тусовки" за последнее десятилетие не иссякла. Сейчас в России действует более 419 тысяч различных молодежных и детских объединений. Правда, участвует в них лишь десятая часть юного населения страны. На всероссийской научно-практической конференции "Тенденции развития детских организаций и объединений в третьем тысячелетии", проходившей недавно в Челябинске, представители Министерства образования РФ, Международного союза детских общественных объединений и ряда отвечающих за молодежную политику ведомств анализировали и прогнозировали процесс социализации детей в изменяющемся обществе.
С 2000 по 2002 год в лагере "Орленок" проводилось социологическое исследование на тему "Зачем нужны детские организации и объединения?". Выяснилось, что 59 процентов детей и подростков хотят состоять в организациях сверстников-единомышленников, потому что они способствуют общению, взаимопониманию, взаимодействию. Кстати, по поводу того, какими качествами должен обладать участник такого объединения, мнения детей и взрослых не совпадали. Взрослые считали, что организация должна воспитывать прежде всего культуру (56,1 процента), доброту (50,3), справедливость (33,9), терпимость к людям (24,2). Дети же выдвигают вперед такие качества, как честность (63,5 процента), готовность помочь другу (54,8), лидерство (39,1), культуру общения (25,5).
Вопрос об отношениях детей и взрослых - вообще один из основных в детском движении. Изучение опыта пионерской организации с середины 80-х до начала 90-х годов выявило, что дети больше всего были недовольны давлением со стороны взрослых, часто не бравших мнение младших во внимание. Кроме того, опора педагогов только на активных пионеров порождала недоверие к органам самоуправления, а позиция вожатого как "руководителя, воспитателя, организатора" приводила к отношениям зависимости и подчинения. Все это, безусловно, нужно учитывать при создании новых детских и молодежных объединений.
Среди участников конференции были председатели Всесоюзной пионерской организации разных лет. Алевтина Федулова, возглавлявшая пионерию в 1972 - 1983 годах, убеждена в том, что детское движение не должно быть политизированным: "Это было, на мой взгляд, основной ошибкой пионерской организации". А вот что сказала Тамара Куценко (1967 - 1972 годы): "Сегодняшним лидерам детского движения я хотела бы дать один простой совет: не отставать от детей в своем мироощущении, прислушиваться к ним, улавливать их настроения, потребности, интересы".
Выступая в Челябинске, министр образования Владимир Филиппов заявил, что новая система общественных объединений детей и молодежи должна базироваться прежде всего на принципах самоуправления. По словам министра, организации школьников, учащихся профессионально-технических училищ, студентов техникумов и вузов "будут обладать достаточно широкими правами и создаваться снизу, а не сверху". Так что дети и учителя могут не беспокоиться: "замполиты" в учреждениях образования не появятся.