СВЯЗИСТЫ СТРОЯТ БУДУЩЕЕ

Работа в отрасли связи во всем мире считается уважаемой и престижной. А уж в России с ее расстояниями - тем более. Ведь главное дело связистов - налаживать контакт между людьми. И эту задачу они выполняли всегда и везде - на полях сражений, в залах высочайших переговоров, в зонах бедствий, в повседневном общении и работе. Нынешний праздник связистов отмечается во время идущих полным ходом кардинальных реформ, реорганизации холдинга "Связьинвест".

В ЭПОХУ ПЕРЕМЕН
На предприятиях "Связьинвеста" - крупнейшего в России телекоммуникационного холдинга - в разных регионах страны трудится около 400 тыс. человек, что сопоставимо с населением одного из российских областных центров. Многие из них работают со школьной скамьи и до пенсии. В большинстве своем это высококвалифицированные специалисты, инженеры, опытные рабочие, те самые люди, которые обеспечивают телефонную связь между всеми нами: ведь компании "Связьинвеста" обслуживают более 27 млн. телефонных аппаратов.
Сегодня многочисленные (более 70) компании электросвязи, входящие в холдинг, объединяются в семь укрупненных межрегиональных компаний. Процесс достаточно сложный и длительный, но в результате должна быть выстроена сильная с финансовой и производственной точек зрения устойчивая, гибко реагирующая на запросы рынка и разумно организованная структура, обеспечивающая высокое качество услуг всем клиентам.
Компания объявила о том, что этап формальной реорганизации, то есть объединения, успешно завершен, создание объединенных групп заканчивается. Впереди - процесс корпоративной реструктуризации, затрагивающий маркетинговую стратегию, формирование современной "прозрачной" системы учета и отчетности. Это означает и новый подход в кадровой политике. Чего ждать людям?
КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ
По внутренним показателям холдинга можно видеть, что в последние годы эффективность деятельности обществ электросвязи несколько снизилась. Конечно, хорошо, что средняя зарплата за три года выросла в 2,5 раза, но ведь выручка за тот же период увеличилась только в 2,2 раза. Могут ли задачи повышения эффективности работы болезненно сказаться на работниках? Неизбежны ли изменения в кадровом составе?
Вот что говорит по этому поводу генеральный директор "Связьинвеста" Валерий Яшин: "Параллельно с формальной реорганизацией ОАО "Связьинвест" проводит серьезную реформу корпоративного управления. Одна из составных частей здесь - кадровая реформа. Ее важнейшие направления - планирование человеческих ресурсов, подбор и адаптация персонала, его обучение и развитие, формирование необходимых технологий управления персоналом. Особое внимание будет уделяться вопросам мотивации, поощрений и компенсаций для работников. Для нас сейчас крайне важно, чтобы каждый наш сотрудник чувствовал свою реальную нужность и получал достаточную отдачу от своего труда".
Надежда Филиппова, директор департамента персонала "Связьинвеста", добавляет: "Успех преобразований во многом будет определяться эффективностью мероприятий по подбору и расстановке кадров, созданием условий для плодотворной работы каждого. Основная идея нашей кадровой политики - чтобы у человека были мотивы для успешной работы и формировалась потребность трудиться как можно лучше. "Успешная компания - это успешные люди" - такой лозунг должен, на мой взгляд, определять деятельность компании в целом".
"На местах" сегодня тоже говорят о том, что человеческий фактор является определяющим в процессе реорганизации. Василий Выстороп, зам.генерального директора ОАО "Нижегородсвязьинформ": "Именно кадры следует поставить во главу угла. Требуется обновить принципы управления персоналом, сформировать новую организационно-штатную структуру. Параллельно нужно заниматься повышением квалификации персонала в рамках единой программы, учитывающей специфику работы в регионах".
Елена Горлинская, директор службы управления персоналом ОАО "Северо-Западный Телеком" отмечает: "Сложно выделить ключевые должности - для успешной работы нужны все. При этом существует и проблема удержания занимающих определенные должности сотрудников. Среди специалистов это инженеры-электронщики, программисты и системные администраторы, среди рабочих - кабельщики-спайщики, линейные и станционные электромонтеры, телефонисты".
ЗАСЛУЖИТЬ ДОВЕРИЕ
Реорганизация - это не простая перемена мест слагаемых, это качественное изменение, затрагивающее глубинные первоосновы корпоративной культуры. А значит, забота о сотрудниках, о ветеранах, ушедших на заслуженный отдых, выходит за рамки доброй воли руководящего состава и становится важной задачей. Внимание к нуждам пенсионеров - это стимул для молодых сотрудников связать свою дальнейшую судьбу со "Связьинвестом". А формируемые межрегиональные компании нуждаются в высококлассных финансистах, бухгалтерах, маркетологах, специалистах в области развития сетей связи.
- На наших компаниях лежит забота о решении многих социально-бытовых проблем работников. Речь идет о различных видах материальной помощи, единовременных поощрениях, премировании, частичной или полной компенсации стоимости приобретения жилья, питания и оплаты проезда на транспорте, путевок в санаторно-курортные учреждения и детские оздоровительные лагеря, медицинское страхование и т. д. - отмечает Валерий Яшин.
Большинство акционерных обществ "Связьинвеста" заключило договора с негосударственными пенсионными фондами. За счет отчислений в эти фонды выходящие на пенсию работники получают дополнительное пенсионное обеспечение. Затраты на пенсионеров занимают значительную долю в общих расходах обществ на социальные льготы. Например, в "Южной телекоммуникационной компании" в прошлом году на нужды вышедших на заслуженный отдых работников было выделено порядка 23 процентов средств, проходящих по статье "социальные расходы".
Ежегодно совместно с профсоюзными организациями формируется программа по подготовке, переквалификации и устройству высвобождающихся кадров. Расходы на переобучение с целью последующего трудоустройства сокращаемого персонала предусматриваются в бюджетах обществ электросвязи на 2002-2003 годы. В планах холдинга - заложить в бюджеты предприятий нормативное увеличение выплат в негосударственные пенсионные фонды и создать резервы по дополнительному страхованию работников, включая добровольное медицинское страхование.
Любая реформа - это пора поиска, принятия решений, новых ожиданий и надежд. Именно эту пору переживают сегодня сотни тысяч специалистов, работающих в традиционной телефонной связи, отмечающие сегодня свой профессиональный праздник. И неудивительно, что именно на их профессионализм, мастерство, корпоративную общность и гордость за свою работу делается ставка при создании качественно нового уровня "Связьинвеста". И это - самая надежная опора.