В российской сфере высшего образования ожидается революция. Депутаты Госдумы поддержали изменение правил целевого набора студентов в вузы, и, как ожидается, до конца весенней сессии они обретут силу закона. После чего ряды претендентов на бесплатное образование поредеют, поскольку бюджетникам вместе с дипломом вручат направление, а директоров предприятий обяжут обеспечить рабочими местами молодых специалистов.
Как известно, все новое — это хорошо забытое старое. Продвигаемый с подачи Министерства образования законопроект де-факто вернет студентов в советское прошлое, когда образование было бесплатным, но при этом выпускников обязывали как минимум три года отработать по распределению. За нарушение этого принципа грозило серьезное наказание вплоть до уголовной ответственности.
В этом смысле законопроект Минобразования гораздо либеральнее. По крайней мере имеющиеся в нем санкции носят исключительно экономический характер. Они прописаны в контракте, который заключает поступающий на бюджетное место по целевому набору. Не отработал три года по распределению — возвращай затраченные на обучение деньги из своего кармана. Причем контракт трехсторонний: работодатель также несет обязательства. Предприятие не смогло трудоустроить молодого специалиста, не создало нормальных условий работы? Тогда придется компенсировать затраты вузу, а вчерашнему студенту с дипломом — выплачивать подъемные.
Судя по содержанию поправок, которые уже прошли первое чтение, набор будет увеличиваться прежде всего за счет выделения новых бюджетных мест под технические специальности. Если раньше заказ на целевиков в основном шел от силовых ведомств и предприятий оборонки, то теперь этот инструмент омоложения кадров планируется сделать доступным для любого предприятия с государственным участием.
В России подобный подход в качестве эксперимента использовали для привлечения кадров в провинциальные больницы и поликлиники. На заседании коллегии Минздрава отмечалось, что благодаря этим мерам увеличился приток молодых специалистов. В качестве примера приводились медицинские учреждения Ставропольского края, куда за пять лет пришли работать 9,4 тысячи дипломированных специалистов. Власти ежегодно определяют квоту для ставропольских абитуриентов, которые после завершения обучения в ведущих медвузах страны возвращаются на работу туда, откуда они получили направления. В 2018-2022 годах сельские медучреждения ждут кадрового пополнения в лице еще 1,3 тысячи молодых специалистов. Местные власти считают опыт успешным и хотят практику целевого набора распространить на подготовку медработников среднего звена.
Впрочем, откупоривать бутылки с шампанским рано. Эксперты отмечают, что существующий институт целевого набора превратился в инструмент экспорта отпрысков региональных элит в лучшие вузы страны без отбора. А ведь фактически это тоже платники, только за обучение раскошеливается государство. Причем качество знаний абитуриента практически не играет роли, поскольку конкурс на место чисто символический. Обязательство отработать три года на предприятии и сегодня существует, но люди со связями или сводят этот пункт к чистой формальности, или находят для своего чада теплое местечко недалеко от дома. Если же трехсторонний договор перекроет такого рода лазейки, то не исключено, что останется мало желающих поступать на бюджетное отделение, чтобы потом работать по распределению. Сегодня выпускники вузов остаются самой низкооплачиваемой категорией специа-листов, и при обязательном их трудоустройстве этот разрыв только вырастет.
Вызывает определенные вопросы и решимость законодателей карать работодателей за непредоставление молодому специалисту места в штатном расписании после выпуска. Три, а тем более пять лет — это огромный срок. За это время с предприятием может произойти все что угодно — начиная от перепрофилирования и заканчивая реорганизацией или даже ликвидацией. Кого наказывать рублем в таком случае?