В этом году исполняется 100 лет со дня расстрела императорской семьи
Во второй половине апреля в Санкт-Петербурге состоится выездное заседание Священного синода РПЦ. Скорее всего, центральным вопросом на этом заседании станет проблема останков семьи последних Романовых. В этом году исполняется 100 лет со дня расстрела императорской семьи в Екатеринбурге. До сегодняшнего дня кости остаются непогребенными.
Официально правительственная комиссия, в состав которой входил постоянный член Священного синода митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), завершила свою работу еще в январе 1998 года. После многочисленных генетических экспертиз — как в России, так и за рубежом — комиссия пришла к выводу, что останки, найденные двумя исследователями, Гелием Рябовым и Александром Авдониным, в конце 80-х под Екатеринбургом, принадлежат именно последним Романовым. Тогда же было принято решение об их захоронении в Екатерининском приделе Петропавловского собора Санкт-Петербурга. Однако в последний момент митрополит Ювеналий заявил, что сомневается в подлинности проведенных экспертиз.
В январе 1998 года президент Борис Ельцин позвонил патриарху Алексию II и попросил его принять членов правительственной комиссии. Эта встреча состоялась 28 января в резиденции патриарха в Чистом переулке. К патриарху прибыли четверо: председатель комиссии, вице-премьер правительства Борис Немцов, его советник Виктор Аксючиц, помощник Аксючица историк Александр Шубин и старший советник юстиции, прокурор-криминалист Генеральной прокуратуры Владимир Соловьев. Он был единственным из гостей патриарха, кто не входил в состав правительственной комиссии, желая сохранить полную независимость в выводах.
Патриарх, как это ему было свойственно, принялся очень дотошно расспрашивать гостей о результатах многочисленных экспертиз. Основная тяжесть расспросов легла на плечи Соловьева — он оказался наиболее подготовленным ко всем вопросам. Разговор длился около двух часов. Наконец патриарх прервал вопросы и сказал, положив руку на записку Генеральной прокуратуры: «Достаточно. Вы меня убедили. Это на самом деле императорская семья. С этим вопросом все ясно. Остается решить, когда и где необходимо произвести захоронение».
Гости предложили, чтобы церемония состоялась в 80-ю годовщину расстрела царской семьи, то есть 18 июля 1998 года. Патриарх сначала настаивал на первой неделе поста, но потом согласился на «летний» вариант. Чуть позже на очередном заседании Священного синода Русской православной церкви было принято решение: ни патриарх, ни митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров) не примут участия в церемонии погребения. Но патриарх в этот день в Троице-Сергиевой лавре будет молиться об упокоении душ Романовых...
С тех пор прошло 20 лет. Но страс-ти, вызванные решением правительственной комиссии о признании и захоронении останков царской семьи, не утихли до сих пор. За последний год специальная церковная комиссия проделала огромную работу. Были подтверждены результаты генетических экспертиз. Историки доказали подлинность воспоминаний расстрельщиков. Еще раз были проведены генетические анализы останков великой княгини Марии и цесаревича Алексея, найденных позже остальных.
И создается впечатление, что вторично эксгумированные останки царской семьи наконец-то упокоятся в своих могилах в Петропавловском соборе. Неужели — наконец-то! — можно будет поставить точку в этой истории, терзавшей страну в течение прошлого и захватившей начало нынешнего века?