В музее «Садовое кольцо» прошла выставка замечательного русского художника Ольги Калашниковой
Творчество Ольги Калашниковой — это островок с настоящей твердой сушей в бушующем море проникших в Россию постмодернистских течений, поп-арта и разной псевдохудожественной ерунды. Продолжая традиции лирического пейзажа Алексея Саврасова и Федора Васильева, Исаака Левитана и Василия Поленова, Калашникова передает тихую поэзию и красоту скромных уголков русской природы, добиваясь свежести колорита и естественной убедительности мотива, и придавая порой образам родной природы эпическое звучание.
Принимая поздравления от друзей и коллег, Ольга Викторовна нашла время ответить и на вопросы.
— Нетрудно заметить, что ваши картины наполнены любовью к Родине: и природа на них оживает (какой бы неоригинальной ни казалась эта фраза), и ставни домов вот-вот заскрипят на ветру... Все в этих картинах просто и понятно; и эмоции только положительные. Вы изначально стремитесь к этому эффекту?
— Спасибо за оценку моего труда. Однажды в чудесный майский день много лет назад, я работала на пленэре, а рядом находился мой 4-летний сынок, безмятежно щебеча и наслаждаясь светом, теплом, жизнью. «Ты счастлив?» — спросила я. «Да», — ответил малыш. — А что такое счастье? — неожиданно вырвался у меня вопрос. — Когда люди вместе! – Все время вспоминаю этот поразивший меня ответ — люди вместе… У нас есть общая земля, несказанная красота природы и рукотворная красота. И хочется передать в своих картинах эти чувства, соединить людей в добром и бережном отношении ко всему тому, что мы так горячо и страстно любим и ценим. Вот и пишу я нашу землю, небо над нею, храмы, возведенные столетия назад, дороги и тропинки, проложенные людьми, построенные дома, в которых живут эти люди. Не могу промолчать, не передать зрителям, например, как поразительно остро смотрятся только что проклюнувшиеся из-под снега ландыши в старинном горшке...
А по поводу положительного эффекта, как результата восприятия моего творчества, скажу следующее. То, что любишь, то бережешь. Язык реалистической живописи наделен возможностью показывать жизнь «в формах самой жизни», как говорил Чернышевский, изображая натуру так, что зритель погружается в проживание и переживание всего того, что переживает и показывает художник в своих картинах.
— Многие ваши работы и прежде создавались, насколько я знаю, в Переславле-Залесском, а теперь и вся выставка посвящена этому почти былинному городу…
— Во-первых, многие художники работали в этом старинном и живописном городе. Но я, однажды побывав, возвращаюсь вновь и вновь, живу в Переславле периодами. Чувствую и передаю красоту и обаяние этого родного края, понимаю и разделяю заботы, тяготы и радости тихого русского города с многовековой историей.
А во-вторых, Переславль-Залесский — это же «Золотое кольцо России», знаменитый и популярный туристский маршрут нашей Родины, которому в 2017-м исполняется 50 лет. И что интересно и даже символично, — музей «Садовое кольцо» стоит на луче, соединяющем сердце Москвы (Никольскую улицу, Большую Лубянку, Проспект Мира и Ярославку) с Переславлем-Залесским и другими северными городами «Золотого кольца».
— Сейчас, когда наблюдали за реакцией зрителей, о чем думалось?
— О разном… Например о том, что художник, отвечая на вопрос о мотивах своего творчества, часто начинает фразу так: «Я пишу...» А если поменять одну букву, получится «пашу́». Поразительно! Но это верно. Художник-реалист — как крестьянин. У него та же зависимость от света, погоды, сезона. И так же, как и крестьянину, надо много работать. И так же любить землю, на которой живешь. И тогда земля и небо над ней откроют свою красоту и мудрость. И тогда не устоять художнику — так сильно тянет его к краскам и кистям, чтобы передать земную и небесную красоту, чтобы поделиться ею со всеми людьми, прожить с ними в единой гармонии, устроенной и заданной нам Творцом. Поэтому свой новый альбом, приуроченный к выставке, я назвала строчкой Юнны Мориц: «И все дары Творца — с весны и до зимы».
Сходство судьбы художника с крестьянской еще и в том, что не всегда урожай бывает хорошим: не все вырастает, не все получается. Но это не причина для остановки! Надо работать... Дни бегут: на смену холодной задумчивой зиме приходит звонкая и изменчивая весна. Скорость времени ускоряется. Лето, осень, снова зима... А душа трудится всегда. Но и поэтствует всегда, как точно подметила Юнна Петровна. И как далее в том же стихотворении Мориц: «И почерком своим из тьмы выводит в свет». — Это ли не предназначение настоящего художника?!
При посещении этой и подобных выставок вспоминаются слова Джанни Родари из «Грамматики фантазии»: «Одно слово оживает тогда, когда оно встречает другое, его провоцирующее…» Вот и картины Ольги Калашниковой пробуждают у зрителей воспоминания детства, когда все вокруг казалось загадочным, добрым и удивительным.
Например, ландыши на ее картине «Наши скромные цветы» напомнили, как году в 1985-м решил я развести ландыши во дворе. У родственников и знакомых в Краснодарском крае они почему-то не росли, и увидел я их только у бабушки одноклассника. Особых инструкций по уходу я от нее не услышал, — сказала только, чтобы посадил где-нибудь в тени. Разрыхлил землю под раскидистой калиной, песка добавил, высадил. И каждый апрель этот маленький участок разрастался и благоухал. Изредка приезжая из Москвы в родительский дом в основном то летом, то зимой, я проходил мимо участка, забыв о существовании ландышей, пока лет 8 назад в мае не увидел вновь колокольчики этих, как все мы знаем из песни Оскара Фельцмана на слова Ольги Фадеевой, «скромных и милых цветов». Сразу вспомнил о Фельцмане и Фадеевой, позвонил Оскару Борисовичу, и он был рад, что песня живёт уже 50 лет, выдержав долгий запрет со стороны идеологического сектора ЦК КПСС. И напоследок назвал ландыши подарком небес, который по идее не может оставить равнодушным никого...
Справка
Калашникова Ольга Викторовна, живописец, художник-педагог, иллюстратор книг. Состоит в Московском Союзе художников и Союзе художников России. Преподавала в Московском областном художественном училище памяти 1905 года, участвовала в объединении художников-реалистов «Москворечье». С 1987 года началась ее выставочная деятельность.
Участвовала в московских, республиканских и международных выставках. В 1999-м в честь 200-летия перехода через Альпы русской армии под командованием Суворова представляла русское искусство в Швейцарии. В 2000-х проводила мастер-классы в галерее русского искусства в США. Работы Калашниковой представлены в частных коллекциях и галереях России, Австрии, Англии, Китая, Швейцарии, Германии, Израиля, Испании, Японии, США и др. стран.