В подземке столицы КНР есть: тотальный контроль на металлодетекторах, полиция на каждой станции и множество видеокамер в поездах
Гром не грянет — мужик не перекрестится. Однако эта старая мудрость не слишком-то объясняет трагедию, случившуюся в питерском метро: «крестимся» мы давно, после каждого громыхания. Почему же вновь, по следам очередного теракта в подземке, вспыхнули разговоры о недостатках в обеспечении безопасности россиян?
После взрывов в московском метро 29 марта 2010 года в высоких руководящих кабинетах было объявлено о принятии комплексной программы обеспечения безопасности на транспорте. И распоряжением правительства РФ от 30 июля 2010 года № 1285-р такая программа была введена в действие. Объем финансирования ее только за счет средств федерального бюджета на 2010-2013 годы составил 46 749,2 млн рублей. Конкретно на обеспечение защиты населения на метрополитене выделялось более 12 млрд рублей. На оснащение органов внутренних дел на транспорте — 1,8 млрд, а, скажем, на одну только кинологическую службу — 22,7 млн рублей. Теракт в Домодедово в январе 2011-го, унесший жизни 37 человек, укрепил власти в правильности выбранного пути.
Уже после выполнения программы в 2013 году чиновники отчитывались: «Средства федерального бюджета были направлены на оснащение станций метрополитенов России современными системами видеонаблюдения, в том числе интеллектуального; оборудование станций всех метрополитенов России взрывозащитными контейнерами; установку аппаратуры стационарного и ручного досмотра. В частности, на Московском метрополитене в 2011 году приобретено 611 единиц досмотрового оборудования — портативные обнаружители паров взрывчатых веществ; переносные комплексы обнаружения взрывчатых веществ на основе быстрых меченых нейтронов; переносные рентгенотелевизионные комплексы; ручные металлообнаружители...»
Далее следует длиннющий список оборудования, которое установлено на метрополитенах других городов России, включая Санкт-Петербург. Про Питер и остальную Россию сказать ничего с уверенностью не могу. В метро там в последние два года не ездил. Но вот в столичную подземку спускаюсь почти ежедневно — и всегда с опаской. Потому что и невооруженным глазом видно, что безопасность здесь больше обозначается.
Очень редко бываю свидетелем личного досмотра граждан при входе, даже в середине дня, когда нет больших пассажиропотоков. Охранники есть, но обычно они болтают между собой. Аппаратура тоже имеется, но вот работает ли она — большой вопрос. А ведь метро — излюбленная мишень для террористов, и меры безопасности здесь должны быть строжайшие. Между тем не раз случалось видеть на станциях бесхозные пакеты и безучастно взирающих на них дежурных.
Судя по месту и времени жуткого теракта в питерской подземке — ровно через семь лет после взрывов в московском метро, аккурат в начале очередного президентского выборного цикла, — все эти меры безопасности террористов не испугали и не остановили. Они (или те, кто за ними стоит) выжидают, а потом решают, когда и где нанести удар.
То, что в московском метро безопасность не на самом высоком уровне, я понял, когда осенью 2015 года попал в пекинское метро. При входе — поголовный контроль через рамки металлодетекторов и сплошная проверка багажа в специальных аппаратах. Разве что пока не требуют ботинки снимать. Внутри, на каждой станции — полицейский на специальном возвышении и сотрудники безопасности на перронах. В салонах поездов множество видеокамер. Собственно, так в России (которая в отличие от Китая ведет горячую войну с террористами) организовано обеспечение безопасности на вокзалах и в аэропортах.
Зато мы умеем расслабляться. Проходит неделя-другая после очередной беды — и охранные функции больше обозначаются, чем исполняются. Хотя не всегда — есть у нас и отдельные точки, превращенные в неприступные крепости. И это необязательно кремлевские объекты. На прошлой неделе пришлось посетить обычный столичный райотдел полиции. Еще при входе на территорию сержант с автоматом наперевес обыскал и общупал меня с головы до пят. Причем обыск (именно обыск, а не досмотр) вещей и имущества последовал после тщательной проверки паспорта с постоянной регистрацией по месту жительства в двух кварталах от полицейского здания. На мой недоуменный вопрос полицейский пояснил: таков приказ, и его выполнение строго контролируют многочисленные проверяющие. Понятное дело — особо охраняемый объект. Не метро.
Сейчас нас пытаются примирить с происходящим, приучить к мысли, что теракты — неизбежная, увы, часть нашей жизни. Или смерти. Мол, невозможно на каждой станции метро поставить по полицейскому и выявить всех террористов-смертников. Но опыт того же Китая или США и ряда других стран показывает, что при должной организации и строгом контроле терактов можно избегать. А уж если и впрямь в России это невозможно и нам следует с этим смириться, не лучше ли миллиарды, которые отпускаются на всевозможные антитеррористические программы, зарезервировать на достойные компенсации родственникам жертв и лечение раненых?