10 лет спустя после запланированных сроков стыковки лабораторного модуля «Наука» с МКС, а модуль еще в заводских цехах
В канун Дня космонавтики так некстати для РКК «Энергия» и Центра имени Хруничева вылезли на свет неприятности, связанные с будущим важным элементом Международной космической станции (МКС) — многофункциональным лабораторным модулем «Наука». О них россияне узнали не от чиновников Роскосмоса и не от руководителей упомянутых предприятий, что было бы логично в условиях провозглашаемой госкорпорацией информационной открытости, а из публикации на англоязычном частном сайте www.russianspaceweb.com.
Между тем модуль «Наука» имеет особое значение для отечественной космонавтики. Он должен не только существенно дополнить российский сегмент МКС, но и стать центральным блоком нашей будущей национальной космической станции. После завершения работы нынешнего звездного дома планируется отстыковать от МКС «Науку» и еще два блока. Модуль планировался как один из самых крупных на орбитальной станции (масса на околоземной орбите — 24 тонны). Но создание его неимоверно затянулось.
Когда в 1995-м в Центре имени Хруничева начали строить первый функционально-грузовой блок (ФГБ-1) для будущей МКС, параллельно изготавливали и дублера. Это был резерв на тот случай, если бы ФГБ-1 (позже получивший название «Заря) при аварийном старте не вышел на орбиту. Но запуск прошел штатно, и дублер, ФГБ-2, на время оказался невостребованным. Потом появилось интересное предложение: на базе дублера сконструировать современный многофункциональный лабораторный модуль.
Стыковка с МКС была первоначально запланирована на 2007-й, о чем за два года до планируемого события сообщил журналистам тогдашний руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов. Но... Прошло 10 лет, а модуль все еще в заводских цехах. Даты запуска переносятся из года в год. Несколько лет назад наконец-то сообщили: «Наука» практически готова, осталось всего ничего. Но рано радовались конструкторы. Завершающие заводские проверки неожиданно выявили, что топливные трубопроводы: загрязнены опилками (металлическим порошком). Тогда из этого не стали делать тайну. Оптимисты успокаивали: невелика беда, за 10 месяцев все проблемы устранят, после чего модуль отправят к МКС.
Вот как прокомментировал тогда бодрые обещания имеющий огромный опыт Борис Бальмонт, один из организаторов отечественной ракетно-космической промышленности, экс-министр, Герой Соцтруда. «О десяти месяцах в такой ситуации не может быть и речи, — сказал мне Борис Владимирович. — Предстоит очень большая работа, надо будет заменять трубопроводы, без этого никак не обойтись, мы это в отрасли уже проходили. На исправление уйдут годы». И он оказался прав.
Огромное количество трубопроводов действительно пришлось заменить. Понятно, заново проводили испытания. Прошло 4 года. И теперь-то, казалось, вышли на финишную прямую. Запуск «Науки» по нынешним планам объявлен на декабрь 2017-го. До старта остается восемь месяцев. Однако «Наука» в очередной раз останется на Земле.
Недавно в модуле обнаружены новые загрязнения опилками, но теперь уже не в трубопроводах, а в топливных баках. О шокирующем факте сообщает упомянутый выше сайт, посвященный освоению космоса. Автор уточняет: «Как рассказали российские специалисты, участвующие в проекте, ремонтная бригада попыталась смыть опасные опилки, однако до сих пор все усилия по очистке не увенчались успехом. Что еще хуже, эти специальные танки, первоначально спроектированные в начале 90-х, больше не производятся в России. А никакие другие современные конструкции невозможно разместить на отведенном для баков месте».
Впрочем, варианты спасения «Науки», как говорят, рассматриваются. Один из них — разрезать топливные баки, произвести очистку и последующую сварку. Еще вариант: использовать другие емкости вместо нынешних шести загрязненных баков объемом 400 литров каждый. На складе нашлись снятые в свое время с этого же модуля четыре коротких танка объемом 350 литров и два полноразмерных. В принципе должно хватить. Но совсем недавно выяснилось, что и эти баки загрязнены. Остается первый вариант. Сколько времени потребуют очередные доработки и последующие испытания? И вообще: виден ли конец неприятным сюрпризам? Ведь и резиновые изделия из-за длительного времени уже требуют замены...
Слов нет, не в лучшем свете предстает наша когда-то самая передовая производственная отрасль. Хорошо еще, что в последние пару лет появилось новое поколение аппаратуры неразрушающего контроля, что позволяет находить даже небольшие посторонние частицы в топливных трубопроводах и баках. Не хочется даже представлять масштаб ущерба, если бы погиб в космосе дорогущий и перспективный модуль «Наука» из-за злосчастных опилок.
А что же дальше? Послушаем, что говорит все тот же Борис Бальмонт, в течение пяти лет руководивший претворением в жизнь масштабнейшего проекта «Энергия — Буран»: «Множество вопросов вызывает вся эта удручающая история с модулем «Наука», — не скрывает досады экс-министр. — Прежде всего, как допустили, что опилки попали в топливные трубопроводы (это было, замечу, еще при прошлых руководителях)? Странно, на мой взгляд, выглядит и идея отмыть изделия. Давно известно, что таким путем невозможно добиться стопроцентной гарантии чистоты в топливной магистрали. Поэтому трубопроводы надо менять. Сегодня, если верить сообщениям зарубежного сайта (а у нас другой информации нет), вдруг обнаружили опилки еще и в баках. И это через три года после начала очистительных работ. Как же так? А раньше не видели? Если дело обстоит именно таким образом, то это свидетельство очевидной слабости в производственно-конструкторском секторе. Не надо быть пророком, чтобы предсказать: в нынешнем декабре модуль «Наука» запущен не будет. И хорошо бы не замалчивать ситуацию, а, наоборот, привлечь к ней внимание, всесторонне проанализировать, сделать надлежащие выводы...»
Трудно не согласиться с Борисом Бальмонтом. Готовя этот материал, я, конечно же, не мог не попросить комментарий в Роскосмосе. Вот какой ответ был получен из госкорпорации.
«Этот проект тянется много лет. Сейчас Центр имени Хруничева и РКК «Энергия» активно по нему работают, изучая техническое состояние, думают, что можно сделать. Потребуется время, и видимо, наши планы здесь будут связаны со следующим годом. На программу научных экспериментов, проводимых на МКС, критически это не повлияет».
Итак, Роскосмос, по сути, подтвердил наличие новых проблем с модулем «Наука». Остается надеяться, что их удастся преодолеть до завершения работы МКС.
P.S. О судьбе многострадального модуля, конечно же, не будут сообщать в праздничных рапортах к 12 апреля. Но рано или поздно придется прояснить все детали — ведь речь идет о значимом, крупномасштабном проекте, с которым связываются перспективы дальнейшей работы российских космонавтов на орбите.