Антон Шипулин – об итогах главного сезона в карьере
В Москве прошла Гонка чемпионов – заключительное событие биатлонного сезона. Для нашей сборной он получился противоречивым – олимпийские медали завоеваны, но и разочарований было немало. Корреспондент «Труда» встретился с лидером российской команды Антоном Шипулиным и обсудил настоящее и будущее нашего биатлона.
- После Гонки чемпионов к вам было не подступиться – раздавали автографы болельщикам.
– В Москву я приезжаю редко, но здесь ведь так много фанатов биатлона. Сегодня не удалось пообщаться с болельщиками в полной мере. Хотя обычно я это делаю с большой охотой. Всегда благодарен за поддержку, которые они мне оказывают. К тому же, мы обязаны заниматься пропагандой нашего вида спорта.
– Финал сезона для вас получился успешным – победа в смешанной эстафете и второе место в масс-старте. Как говорится, мелочь, а приятно.
– Честно сказать, сейчас моя физическая форма находится на спаде. В Сочи бежал быстрее. Но, тем не менее, хотел выступить хорошо. Получил эмоциональный заряд, который поможет качественно подготовиться к следующему сезону. Победа в миксте тем приятнее, что моей напарницей была Дарья Домрачева. На Гонке чемпионов не было моей сестры Насти Кузьминой, и Даша вызвалась заменить ее.
– Вы знакомы c Домрачевой много лет, не так ли?
– Мы познакомились, когда мне было 14. Тогда в Ханты-Мансийске меня взял в свою группу Михаил Семенович Новиков. Даша к тому моменту тренировалась у него около года. Мы вместе ездили на сборы, очень хорошо общались, дружили. Но вскоре она перебралась в Белоруссию.
– Признайтесь: давно мыслями в отпуске? После того как вы гроссмейстерски провели эстафету в Сочи, все ждали продолжения на оставшихся этапах Кубка мира.
– Если вы думаете, что после окончания Олимпиады у меня снизилась мотивация, это совсем не так. Я готовился к ударному завершению Кубка мира, хотел попасть в топ-3 общего зачета. Но перед стартами в Поклюке приболел, и более пяти дней просто выпали из тренировочного графика. В итоге, увы, не получилось. Воспринимаю это как лишний стимул ударно поработать в следующем сезоне.
– Работать, похоже, придется без дружеского плеча Евгения Устюгова, который объявил об уходе из большого спорта и передал вам статус лидера сборной. Ожидали такое решение с его стороны?
– Я раньше слышал от него сомнения, мол, не пришла пора зачехлить винтовку. Но все это происходило в шуточной форме, так что я даже не думал об этом всерьез. Его заявление стало для меня не меньшим шоком, чем для болельщиков. Ведь Женю никак нельзя назвать возрастным спортсменом. Тем не менее, я готов поддержать любой его выбор.
– Не попытаетесь отговорить его?
– Может, и попытаюсь. Вполне вероятный сценарий: Женя приедет к себе домой, побудет пару месяцев с семьей, соскучится по тренировкам. Потом свяжется со своими товарищами по сборной, и в общении у него начнут проскальзывать нотки сомнения в правильности решения... А когда он созреет, тут я «навалюсь» и постараюсь уговорить остаться в спорте. Нечто подобное было с Сергеем Чепиковым, с Ольгой Зайцевой. Да и зарубежные лидеры биатлона тоже откладывали на несколько лет свои решения уйти на пенсию.
– Бьорн Ферри, кажется, это решение уже не отложит. Гонка чемпионов-2014 стала для него последним стартом в карьере.
– Мы будем по нему скучать. Шведские биатлонисты и лыжники вызывают во мне только положительные эмоции. Они всегда ведут честную игру, а за пределами спортивных арен проявляют чувство юмора, дружелюбие, а, если надо, поддерживают. С Бьорном всегда сложно было соревноваться, но очень легко общаться после гонок.
– Прощаясь, он спел «Калинку» перед 15-тысячной аудиторией «Олимпийского». Это вы его научили?
– (Смеется) Нет, «Калинку» он и раньше частенько напевал.
- Давайте вспомним Олимпиаду. Наш чемпион в лыжных гонках Александр Легков рассказывал мне, что накануне победной для вас эстафеты он обругал вас. Поскольку считает вас очень талантливым, но психологической «накачки» вам порой не хватает. Получается, «накачка» помогла?
- (Смеется) Будьте уверены, когда мы с Сашей общаемся, он не только ругается, но и добрые слова тоже говорит. Накануне эстафеты мы, в самом деле, долго беседовали. Помимо «накачки», он сообщил много полезных сведений по состоянию трассы, особенностям лыжни и другим профессиональным моментам.
При мысли об Олимпиаде мне, в первую очередь, вспоминается то, как в спринте не закрылась мишень, и от олимпийской медали меня отделило 0.7 секунды. Это просто выбило из колеи. Я не мог нормально готовиться к следующим гонкам, не удавалось элементарно заснуть по ночам – так сильно переживал. А когда засыпал, снился злосчастный промах... Лишь к началу эстафетной гонки удалось преодолеть эти последствия. Слава Богу, я их изжил, и теперь лучше о них не думать.
- На сочинских трибунах за вас болели родители. Для некоторых спортсменов присутствие близких людей рядом создает дополнительное напряжение. А как у вас?
- Близкие люди могут вести себя по-разному. Мои родители — очень деликатные люди, и всегда понимают, когда общение с ними может меня отвлечь, а когда, наоборот, придать сил. С папой и мамой в Сочи я долго разговаривал накануне эстафетной гонки. Как видите, это дало результат. Вообще я был очень рад за них, потому что такие большие любители спорта, как они, получают от пребывания на Олимпийских играх огромный положительный заряд.
- Отец участвовал в ваших тренировках с юных лет. Он продолжает помогать и сегодня?
- Не только отец, но и мама. Они оба мастера спорта по лыжным гонкам и по биатлону. Я всегда был рад, что у меня такие спортивные родители. Они знают ситуацию изнутри и хорошо понимают, что чувствует спортсмен после побед и поражений. И находят для меня самые нужные, самые точные слова, к которым я всегда буду прислушиваться.
- Подведем черту под сезоном. На посту тренера мужской сборной России Николая Лопухова сменил Александр Касперович. Как вам эта рокировка?
- Выносить сор из избы не буду. Если какие-то разногласия между мной и Николаем Петровичем и были, пусть это останется между нами. Три года нашего сотрудничества были очень плодотворными. Я благодарен за большой опыт, который он передал мне. Успехи за это время были, и, кто знает, сумел бы я показать лучшие результаты при другом тренере? Что касается Касперовича, то с ним у нас были очень хорошие отношения в юниорской команде, так что я рад его приходу. Мы обязательно сработаемся.
- Как оцените сезон в целом?
- За победу в эстафете ставлю нам пятерку. У россиян 26 лет не было побед в мужских олимпийских эстафетах, и мы очень счастливы, что удалось преодолеть эту длинную черную полосу. А вот отсутствие олимпийских медалей в личных гонках – двойка. В сумме получается четыре с минусом или три с плюсом. То, что у меня не сложилось в личных гонках, дало пищу для размышлений. Отрицательный опыт – тоже опыт. Надеюсь, он поможет успешнее выступать в будущем.