Вчера страна отметила 9 дней со дня теракта в московском метро. За это время число скончавшихся от полученных ранений увеличилось на два человека, еще на 17 человек вырос список госпитализированных пострадавших. По закону все они должны получить материальную помощь от властей. Печальный опыт показывает, что компенсация становится лакомым куском для самозванцев.
По данным МЧС, на лечении в 16 медицинских учреждениях столицы сейчас находятся 82 человека (в первый день их было 65). Всего пострадавшими от теракта признано 123 человека, 40 погибли (еще на прошлой неделе сообщалось о 38).
«В том, что люди обращаются к врачам через несколько дней после происшествия, нет ничего удивительного, — говорит доктор медицинских наук,
Врачи «скорой помощи» говорят, что такое случается довольно часто, и не только после громких ЧП. Люди пытаются справиться собственными силами и не спешат обращаться к медикам.
И все же у терактов своя специфика. Помимо непосредственно медицинской помощи пострадавшим полагается еще и денежная компенсация от властей. Напомним: получившим тяжелые травмы в общей сложности полагается 400 тысяч рублей, за легкие ранения выплатят по 200 тысяч рублей. Юристы заверяют, что на эти деньги могут рассчитывать абсолютно все пострадавшие независимо от времени обращения к врачу.
«Что касается новых обращений, то речь идет, скорее всего, о травмах легкой степени, — поясняет Власов. — Никто ведь не будет ждать неделю, если сломана нога. Но вот, предположим, с сотрясением мозга, действительно, люди могут прийти через несколько дней».
Тем, кто не попал в список жертв сразу же после теракта, придется доказывать свое право на компенсацию. И без официальной медицины здесь не обойтись. Сначала следует обратиться к врачу. Все повреждения, полученные во время теракта, отражаются в медицинской карточке. При этом врач должен обязательно указать место получения травм. Делается это со слов пациента, уточняет адвокат Игорь Трунов.
Далее с выпиской из медкарты человек обращается в правоохранительные органы, а именно в Следственный комитет при прокуратуре России. «Чтобы получить компенсацию, человек должен быть признан пострадавшим в рамках уголовного дела о теракте», — говорит Трунов.
Как рассказали «Труду» в
«В итоге у человека на руках должно оказаться постановление следователя, занимающегося этим терактом, в котором прописано, что тот также является пострадавшим, — рассказал Трунов. — И с этим документом он обращается в департамент социальной защиты населения Москвы за выплатой».
Впрочем, есть риск, что этой схемой воспользуются мошенники, говорит руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях Михаил Виноградов. И его опасения небезосновательны. В России уже были случаи, когда люди выдавали себя за жертв теракта. Например, после захвата заложников в школе Беслана жительница города, подделавшая медсправки, предъявила их для получения компенсации.
«Не останавливает людей и то, что за подобные действия предусмотрено уголовное наказание, и не по одной статье — за мошенничество и дачу ложных показаний», — заявил «Труду» Игорь Трунов. Михаил Виноградов уверен, что в ближайшее время по всей России появятся люди, которые станут выдавать себя за пострадавших при московском теракте или их родственников. «Иначе как мародерами я не могу назвать таких личностей, — говорит Виноградов. — Пользуясь чувствами людей, они выманивают у них деньги».
После каждого теракта появляются люди, которые хотят на этом заработать. И далеко не всегда их обман раскрывается. Но иногда они все же попадают в поле зрения правоохранительных органов. Так, в 2002 году после
Женщину привлекли сообщения о 60 тысячах рублей, которые власти Москвы пообещали всем выжившим после теракта. А в 2004 году