По дороге на завод невольно вспоминаю все байки, которые ходят о ювелирных производствах,
По дороге на завод невольно вспоминаю все байки, которые ходят о ювелирных производствах, монетных дворах и прочих организациях, где сотрудники имеют дело с малогабаритными и очень ценными товарами и сырьем. Про дикие системы контроля, обязательные раздевания на выходе, детекторы и металлоискатели, видеокамеры, стукачество и прочее. Вечная игра в казаки-разбойники между сотрудниками и службой безопасности. Пытаюсь угадать, как долго придется проходить контроль на входе и не заставят ли раздеваться на выходе, чтобы перетряхнуть одежду в поисках кусочков золота.
Детектива не получилось. Вошли мы с фотографом беспрепятственно, вышли так же. Не то что особых процедур - видеокамер, и тех не заметили. Пообщавшись с сотрудниками, понимаю, что для них контроль не жестче. При этом на заводе не воруют. Вообще. "За 15 лет не произошло ни одного хищения, официально заявляю", - говорит директор по производству Алексей Садовин.
ОНО ТОГО НЕ СТОИТ
Система контроля выглядит так. Каждый бригадир получает определенное количество золота, это же количество золота вплоть до сотых долей грамма (с небольшой поправкой на производственные потери, которые составляют доли процента) он обязан вернуть. В случае пропажи вся бригада несет материальную ответственность перед предприятием, а конкретный провинившийся - еще и уголовную. Однако, как признался один из сотрудников, своровать можно, и он лично знает способы, как замести следы. Так что не воруют не из страха.
Причин столь законопослушного поведения несколько. Во-первых, невыгодно. Без пробы на черном рынке золото стоит в десять раз меньше легального. "Мне не хочется терять работу из-за вот этих кусочков металла, которые я максимум за 500-600 рублей продам, - указывает Юрий с участка изготовления золотой проволоки на внушительное количество обрезков. - Кстати, мы его и золотом-то не называем - просто металлом кличем, да и относимся к нему так же".
Хотя казусы случались. Все вспоминают, как в цеху повздорили двое работников. Один решил отомстить обидчику и переложил "его" кусок золота из одного лотка в другой. У коллеги обнаружилась недостача. Когда начались подсчеты-разбирательства, злосчастный кусочек все-таки "всплыл", но нервы потрепал предостаточно.
ВСЕ СВОИ
"Лишние проблемы мне не нужны - мы же работаем в один котел, если что-то пропадет, спрашивать будут со всего участка, - рассказывает бригадир участка изготовления цепочек Николай. - Поэтому к себе в бригаду я принимаю только тех людей, которых я знаю лично, в которых я уверен". Работников, как правило, подбирает непосредственный начальник из числа знакомых доверенных людей.
Традиция звать на работу знакомых родилась, когда предприятие еще только рождалось. Изначально "Адамас" создавался выходцами из НИИ точных приборов, строивших устройства для спутников. Заказов тогда не было, и НИИ стоял. Часть сотрудников решила переквалифицироваться в золотопроизводителей. 40 человек, стоявших у истоков завода, хорошо знали друг друга. С тех пор так и повелось. И нынешние 300 сотрудников тоже говорят о коллективе: "Все свои".
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЯНИКИ
За свои места люди держатся. Текучка очень низкая. Привлекают достаточно высокие для линейного персонала зарплаты и дополнительная мотивация, систему которой развивает руководство. "Каждая женщина на 8 Марта получила сертификат на 1500 рублей в имидж-студию, на 23 февраля среди мужчин проводилась лотерея, где главным призом был уик-энд в четырехзвездочном отеле в Подмосковье, а поощрительными - бутылки элитного бренди" , - рассказывает директор по персоналу "Адамаса" Андрей Трухин.
В апреле заводу исполняется 15 лет. К корпоративному празднику каждый участок выращивает у себя на производстве по одному ананасу (ананас из-за созвучности названию предприятия считается фруктом-побратимом). Цех, в котором ростки ананаса будут самыми большими, получит призы. Какие - пока держится в секрете.
ЗАРПЛАТЫ
Чистый ежемесячный доход работников "Адамаса", руб.
25 000
Оператор ручной сборки
30 000
Токарь
30 000
Фрезеровщик
32 000
Механик
35 000
Оператор станка
43 000
Бригадир
Источник: "Адамас"