ЗАМЕНИТЕЛЬ ЖИЗНИ
Осенью 2006-го в США интернетзависимость признали болезнью, сравнимой с наркоманией. Первые симптомы: 1) состояние тревоги без доступа к интернету. 2) желание зайти в сеть для повышения настроения, 3) стабильное вранье при ответе на вопрос: "сколько времени вы были в интернете?"
Количественного критерия, отделяющего здоровых от больных, пока не придумали. И неудивительно - проблема новая. Впервые озвучена она в 1994 году. В 1997 - 1999 годах созданы первые разведочные и психотерапевтические Web-службы по проблематике IAD (Internet Addiction Disorder). В 1999 году опубликованы первые научные статьи. Истории болезни всего 8 лет. И все-таки неофициальная цифра существует - зависимым называют человека, находящегося во Всемирной паутине не менее 30 часов в неделю.
Что же можно делать там столько времени? Вот что ответила "Труду" 20-летняя Катерина Кочеткова, завсегдатай одного московского интернет-клуба: "Я в сети с 2000 года, было все - и сутками в чате сидела, и на форумах сражалась. Сейчас уже не так "сносит", да и в институте учиться нужно. Поэтому я захожу в инет дважды в день - утром и вечером. Просматриваю почту, заглядываю на 6 основных форумов, поболтаю в мессенджере или палталке - и все. Начинаю или заканчиваю день с чистой совестью". На второй вопрос, почему в интернет она заходит в клубе, а не дома, следует типичный ответ: "Родители - люди доисторические, не понимают современных тенденций, говорят, что я, как дура, часами сижу и мышкой щелкаю".
РАЗНЫЕ МАРШРУТЫ
Специалисты подразделяют интернетзависимость на пять типов. Это зависимость от игр, зависимость от коммуникаций (почта, чаты, форумы, блоги и пр.), зависимость от интернет-покупок, зависимость от сетевой порнографии и сетевого секса, наконец, зависимость от простой навигации по сети.
- Важно понимать, что экран монитора и компьютер - только техническое средство, позволяющее вести определенный образ жизни, - рассказывает "Труду" психиатр, директор клиники по избавлению от химических и нехимических зависимостей Михаил Зобин. - Зависимость остается поведенческой. Дать ответ на вопрос, в чем ее смысл, сегодня пытается весь мир. Исследования идут непрерывно. Короткого ответа пока нет, но понимание уже есть.
Что такого дает интернет, чего не может дать жизнь? В первую очередь снимает проблему самоидентификации. Когда я в чате или в игре, вы не представляете, как я выгляжу, сколько мне лет, насколько у меня оттопырены уши и сколько раз я могу подтянуться. В результате виртуальный мир снимает с человека уровень тревоги. Вы знакомитесь с девушкой, входите в новую компанию и при этом сидите в кресле, и вам не угрожает ни обструкция, ни отказ, ни стыд, ни позор, которые в реальной жизни могут случиться. Ваша неуверенность больше не дает себя знать. Несмотря на маленький рост и кривые зубы, вы можете хвастать любовными победами, опасными путешествиями, спортивным автомобилем или другим опытом, которого у вас на самом деле нет.
Тут ответ на вопрос, почему интернетзависимыми чаще становятся подростки, чем взрослые. Потому что в сети снимаются типичные проблемы подросткового возраста - проблемы встречи с этим миром и нахождения в нем своего места.
ПУШКИН БЫ "ПОДВИС"
По этой же причине интернетзависимыми становятся люди с неустойчивой психикой или со страхом социума (социофобией). А также люди с истероидными чертами характера, то есть публичные, театральные, яркие, утонченные, чувствительные и подверженные страстям. Какими были Пушкин, Некрасов, Достоевский, Маяковский... Такие люди обладают очень богатым воображением, поэтому способны переживать виртуальную жизнь не менее ярко, чем реальную. Люди с противоположными, стеничными чертами характера - волевые, ровные, надежные, сильные, не подверженные страстям и часто заурядные, напротив, почти никогда не становятся интернетзависимыми.
- У нас у всех есть два образа "я", - продолжает Михаил Леонидович. - Один идеальный - каким я хотел бы быть. Второй, реальный, - каким меня видят окружающие. У большинства людей второй, реальный, образ чрезвычайно уязвим. Едва ли не больше всего на свете люди боятся критики, причем вне зависимости, что они о себе говорят. Не только и не столько прямой критики, сколько скрытой. Когда ты чувствуешь, что не нравишься. С тобой не так общаются, как ты хотел бы. Тебя не понимают. С тобой не очень хотят дружить. В интернете этой весьма неприятной составляющей жизни нет.
ТАМ ЗНАЮ, КТО Я
Игре все возрасты покорны. Если на чатах и форумах проводят жизнь молодые люди, то в игровую реальность уходят и взрослые - в том числе очень обеспеченные, многого в жизни добившиеся. Дело в том, что в игровой реальности человек не должен отвечать на вопросы: кто я такой? Чего я хочу? Зачем я здесь? На них ответил разработчик игры. Он сказал: ты супермегагерой, спаситель прекрасной дамы, города, а то и всего человечества.
- Активность в реальном мире требует громадного человеческого ресурса, - говорит Михаил Зобин. - Чтобы приобрести этот ресурс, человек должен ответить на самые сложные вопросы: Кто я такой? Чего я хочу? И не единожды ответить, а отвечать постоянно. Тогда можно более или менее адаптироваться к реальному миру с его постоянными проверками на вшивость. И даже успех тревоги не снижает. Напротив. Не зря говорят: чем выше забрался, тем больнее падать. Игра же позволяет на такие вопросы ответ либо не давать, либо отложить. Успех обеспечен суммой, уплаченной за компьютер и игровую программу. То есть это мир абсолютного комфорта, где нет тревоги, нет сомнений.
Насколько игровой мир может быть увлекателен, лишний раз можно не говорить. Достаточно вспомнить, как в феврале 2002 года 30-летний житель Луизианы скончался от инсульта, просидев в игре 30 часов. А в 2005 году в корейском городе Кванчу неизвестный безработный провел в игре в интернет-кафе 86 часов без сна и еды, после чего умер от кровоизлияния в мозг. Также известны несколько случаев убийства родителей подростками за то, что первые не пускали вторых к компьютеру.
В этой связи совсем не праздный вопрос: как быстро человек доходит до патологической степени увлечения замониторьем?
ПРОЩЕ НЕ НАЧИНАТЬ
По данным американских исследований, 25% игроманов приобрели зависимость в течение полугода после начала работы в интернете, 58% - в течение второго полугодия, а 17% - вскоре по прошествии года.
Михаил Зобин рассказывает, что интересы, силы и время перемещаются в виртуальный мир постепенно. Вам надо на работу, а вы всю ночь играли. Являетесь разбитый, с красными глазами. Не можете справиться с прямыми обязанностями. Босс видит это и говорит: "Еще раз увижу - уволю".
Что делать, если сели за компьютер и не можете остановиться? Значит, надо попробовать не начинать. Но когда долго не начинаете и появляется нарастающее напряжение, то это первый признак зависимости. Мысли навязчивого содержания об игре или чатах. Возврат и переосмысление вариантов общения или игры. Переживания фокусируются на атрибутах и тонкостях виртуальной реальности. Тем более что интернет-мир на самом деле может давать мощные пласты эмоциональных переживаний, которых нет в реальной жизни при монотонном быте, рутинных типовых нагрузках, напряженных отношениях с близкими. Игра дает приличную интеллектуальную нагрузку при условии вашей безопасности. К тому же в игре вы спаситель цивилизации, последний оплот добра, а в обычной жизни кто-то очень обыкновенный.
Как помочь, как вернуть ребенка или мужа из виртуальной реальности - универсального совета нет. Подавляющему большинству нравится их зависимость. И упрекнуть сложно - ничего плохого они не делают.
- Во-первых, - считает доктор Зобин, - о запретительных мерах стоит забыть сразу. Не будет компьютера, поведенческая зависимость может найти какую-нибудь худшую форму. Или ребенок станет завсегдатаем интернет-кафе. Для начала стоит попытаться лучше узнать и понять человека. Возможно, у него есть серьезные проблемы с реальностью - тогда помочь решить их. В России этим меры и ограничиваются.
В странах, где интернетзависимость старше и приобрела угрожающие масштабы, уже действуют групповые психиатрические практики. Оказывается, что люди, зараженные интернетзависимостью, готовы вернуться в реальность только при наличии в ней элемента игры. Например, в китайском городе Дасине два года действует специальный лагерь для киберголиков, где психологическую помощь и терапевтическое лечение сочетают с военными играми и строгой дисциплиной. За неимением подобного у нас сойдут театральные студии, общества толкиниестов или, скажем, рыцарские кружки. То есть в целом любое занятие, где реальность не слишком реальная и позволит постепенно адаптироваться к нормальной жизни.