- А Вы в чудеса верите, Ваше Святейшество?
- Я в Бога верю. А у Бога все возможно. Только тут вот какой вопрос: всегда ли мы правильно понимаем, что такое чудеса? Для кого-то ведь и несложный фокус в цирке может показаться чудом, тогда как глубочайшее преображение человека останется незамеченным. Надо же еще и уметь увидеть истинное чудо. Но далеко не всем и не всегда удается уяснить масштаб, истинный смысл происходящего даже прямо перед их глазами.
Что на самом деле важно, а что - второстепенно? Что временно, а что вечно? Именно в этих вопросах состоит поиск смысла нашего существования и верной дороги к спасению.
Вспомните евангельскую историю о расслабленном. О том, как к Иисусу Христу принесли больного человека, который уже и ходить самостоятельно не мог. Поскольку дом, где находился Спаситель, был окружен народом, им даже пришлось проникнуть в жилище через крышу.
"Иисус, - рассказывает евангелист Марк, - видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои".
Это было неожиданно. Окружающие хотели понятного для них чуда - исцеления. А вместо этого услышали слова о прощении грехов и были разочарованы. Наверное, многие из них подумали, что это просто такая уловка, чтобы скрыть неумение исцелить человека от физического недуга.
Вот тогда Иисус спросил их:
"Что легче? Сказать ли расслабленному: "Прощаются тебе грехи"? Или сказать: "Встань, возьми свою постель и ходи"?"
После чего сказал расслабленному: "Встань, возьми постель твою и иди в дом твой".
Исцеление тут же состоялось. Но Христос дал понять, что возможность освобождения человека от греха куда важнее внешнего исцеления. Вот чему действительно стоит изумляться и радоваться.
И в нашей жизни есть много важнейших событий, настоящих чудес, которые далеко не всем кажутся очевидны. Но они на самом деле гораздо удивительнее тех внешне ярких случаев, что чаще всего и называют чудом.
- Ну а в Вашей жизни какого рода чудеса случались?
- Всякие, как, вероятно, и у большинства из нас. Достаточно, например, сказать, что однажды чудесное избавление от неминуемой гибели случилось со мной еще до рождения. Тогда мама, уже носившая меня в себе, должна была из Литвы, куда она ненадолго ездила, вернуться домой, в Эстонию. Она пришла к автобусу, и оказалось, что мест уже нет. Мама должна была обязательно вернуться домой в этот день. Но, несмотря на ее долгие упрашивания, ей отказали. Она смогла поехать только на следующий день. А вернувшись, она узнала, что тот автобус сорвался с дороги и утонул. Никто не выжил.
Мистический смысл можно обнаружить и во многих других ситуациях, встречах, событиях, которые бывали в моей жизни, начиная с детства - во время посещений с родителями Валаамского монастыря, или в годы фашистской оккупации, или впоследствии, когда непреодолимые, казалось, препятствия преодолевались благодаря очевидной помощи свыше...
Однако в первую очередь мне приходят на ум другие события, которые становятся не только фактом личного духовного переживания, но великими чудесами и знамениями, которые потрясают весь мир.
- Какие, например?
- Прежде всего, конечно, это возрождение христианства на Руси. Что это, как не чудо, как не знамение, данное Господом? Ведь еще лет двадцать назад нельзя было, кажется, и мечтать о той полнокровной церковной жизни, которую мы имеем сегодня. На этот счет можно привести много впечатляющих цифр, которые говорят сами за себя. Достаточно сказать, например, что в 1986 году у нас было лишь 18 монастырей, а сейчас их уже более 700. Столь же красноречива статистика роста числа храмов, священников, диаконов. Но не в цифрах только дело.
Ведь произошло нечто совершенно, по человеческим меркам, невероятное.
Вспомним, в каком безысходном, казалось бы, положении оказалась наша Церковь во времена так называемой хрущевской оттепели. По сути дела, ей тогда открыто вынесли смертный приговор. Была ясно поставлена конкретная задача: уничтожить в СССР Церковь и веру, а затем показать обществу последнего попа. И на эту цель была направлена вся мощь государства.
Как же уцелеть в такой ситуации Церкви, у которой не было для этого никаких, казалось бы, ресурсов? И не видно было в земном мире практически никаких влиятельных защитников. Могло сложиться впечатление, что и народ наш в массе своей, за исключением немногих старушек, раз-уверился после массированных атеистических атак. Что интеллигенция оставалась равнодушной к церковным проблемам. Что правозащитники готовы были бороться за любые права человека, кроме права на веру в Бога. Так что только, так сказать, "земными", политическими причинами невозможно объяснить те перемены, которые произошли у нас с тех пор.
Помню, как еще в советские времена я посетил единственный в Волгограде храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Мне было очень горько. Одни только бабушки стояли в церкви, сплошные "белые платочки". И вот, оказавшись в Волгограде уже в середине 90-х, я застал совсем иную картину. Бабушек в храме еще надо было поискать глазами. Молодые лица прихожан, явно новое, прежде неверующее поколение.
И это лишь один из ярких кусочков грандиозной картины великого чуда, произошедшего на наших глазах. Церковь возродилась. Вера народа вернулась.
- Такие отдельные яркие фрагменты общей картины и сами по себе чудесны?
- Конечно. Взять, например, воссоздание храма Христа Спасителя в Москве. Сама эта идея могла показаться, да и казалась, очень многим людям абсолютно невероятной. А уж сроки, в которые она стала реальностью, и вовсе можно отнести к области фантастики. Однако вот он, наш храм, стоит на своем месте. И вновь множество людей приходят сюда на богослужения в предпасхальные дни, готовятся к главным церковным торжествам в день Воскресения Господня.
Или другой пример. Уникальный проект "Православная энциклопедия", который мы начинали тогда, когда, казалось бы, не было для этого никаких объективных возможностей. Только чудом можно назвать то, как развернулась эта работа и какие плоды продолжает приносить. Теперь это и собственно энциклопедическое издание, равных которому нет, и телевизионная программа, и интернет-сайт, и книги, и фильмы. Причем все это вышло далеко за церковные рамки, стало важным фактором жизни общества.
В этом, кстати, и суть происшедшего с Церковью в целом. Она ведь не только чудесным образом выжила в немыслимо трудных условиях, но и сумела выйти из того социального гетто, в которое ее загоняли, снова стала неотъемлемой частью народной жизни.
- Вообразить такое во времена гонений было никак невозможно?
- Представить себе, как это будет в точности, - пожалуй, нет. Так же, как и то, в какие сроки может произойти что-то подобное. Но надежда никогда не покидала нас окончательно. Да, предсказать настоящее чудо - сложно или невозможно. Но вот надеяться на него, молиться о нем, приближать своими молитвами и усердием - возможно. Конечно, надеялись. Для чего же, например, в свое время прилагали столько сил и Патриарх Сергий Страгородский, и особенно Патриарх Алексий Симанский? Не только же для продления хоть на недолгий срок существования Церкви. Жила в их сердцах надежда на будущее возрождение, пусть и далекое, не ясное по времени и обстоятельствам.
И о себе могу сказать, что без надежды не удавалось бы многое из того, что делалось в те времена. Взять, скажем, историю с Пюхтицким монастырем, который был уже, кажется, обречен на закрытие. Мне пришлось проявить немало настойчивости и изобретательности, чтобы отвести эту угрозу. Использовалось даже посещение иностранной делегации для защиты обители. Если бы при этом надо мной довлело ощущение безысходности, то сил вряд ли хватило бы. Но надежда всегда оставалась.
И народ возвращается к своим духовным корням, потому что в глубинах народной души в самые тяжелые времена было место для надежды и терпения. Это и сейчас важно. Ведь люди живут еще очень плохо, бедно. Я часто вспоминаю, как однажды во Владимирской епархии, в городе Киржаче, я оказался в гуще тысяч людей. Многие из них были, вероятно, еще и не воцерковлены, но приветствовали меня очень искренне. Я пожелал этим людям здоровья и мира. А они говорили: "Пожелайте нам лучше терпения!" И это не один человек сказал, а многие. Так разве и это не чудо тоже - терпение народа нашего?!
- Значит, не само по себе падает человеку чудо, а требует и от него самого терпения, немалых усилий?
- Конечно, любое настоящее чудо - это Божий Промысел. Но проводники чуда - это люди. Бог ведь создал человека свободным. Он открывает нам возможности, а мы можем использовать их или нет. Чтобы те чудесные перемены, о которых идет речь, стали реальностью, надо было становиться не просто свидетелями их, но деятельными участниками. И это нелегкая ноша, у каждого - своя. По себе могу сказать, что все это требовало и продолжает требовать необыкновенного напряжения сил. Так вышло, что за время Патриаршего служения мне пришлось столько ездить по епархиям, столько богослужений совершать, сколько ни одному Патриарху прежде не доводилось. Это потому, что и такой ситуации, таких проблем и возможностей в истории нашей Церкви еще никогда не было. Разумеется, в этой беспрецедентной деятельности участвуют множество людей, без которых невозможны были бы все эти происходящие сегодня перемены.
- Что же сегодня нужно для того, чтобы надежды на возрождение народа, страны сбывались быстрее?
- Главное - нельзя потерять различения добра и зла. И в этом именно Церкви принадлежит особая миссия. Ведь если порок признать нормой, оторваться от духовных и нравственных корней, то разложение общества станет неизбежным. Это гибельный путь. Думаю, что сегодня необходимо все силы собрать для того, чтобы народ наш возродился и в нравственном, и в демографическом смысле, стал многочисленным, духовно богатым. Было бы правильно, если бы вся государственная политика сосредоточилась в этом. Чтобы все, что помогает этой цели, получало зеленый свет, а что мешает - напротив, встречало бы сознательно воздвигаемые препятствия. Ведь именно так действуют при защите национальных интересов в области экономики, а почему так же не действовать и для защиты самого народа, его физического и духовного здоровья? Как можно, например, мириться с пропагандой бездуховности, вседозволенности, жестокости, которая продолжает атаковать наше общество. Нужны произведения, утверждающие добро и любовь. Для этого, кстати, учреждена недавно Патриаршая премия в области киноискусства за укрепление духовно-нравственных основ общества. И ведь тут вовсе не такая простая ситуация, как ее некоторые представляют. Производители сомнительной по нравственному уровню продукции любят ссылаться на спрос -аудитории. Но этот спрос воспитывается и даже навязывается. А люди на самом деле устали от всего этого и хотят настоящего, глубокого искусства. Недавний феномен фильма "Остров" тому яркое свидетельство.
- Что бы Вы, Ваше Святейшество, пожелали читателям нашей газеты в канун Пасхи?
- Дорогие мои! Никогда не теряйте надежды и терпения! Воскресение Христово - светлый праздник - утверждает нас в уверенности, что Бог не оставит нас. Самые чудесные перемены возможны, если сильна ваша вера. Храни вас всех Господь!