Действительно, Виктор Кирьянов говорил на пресс-конференции о том, чтобы права соответствовали мировым требованиям, то есть отвечали международному образцу документа. Значит, речь идет не о международных правах, которые существуют давно, а о наших, российских. Их образец направлен в ООН для того, чтобы эксперты этой организации определили, отвечает ли он стандартам, вытекающим из международных конвенций дорожного движения и безопасности. Последняя такая конвенция была принята в 1968 году.
Напомню, что международное водительское удостоверение (права) (МВУ) выдается на основании национального, и ездить нашим гражданам с ним за рубеж можно только при наличии родного, то есть российского. Получить права можно и в России - несколько организаций занимается этим специально. Главными требованиями МВУ являются: перевод основной информации в НВУ на английский или французский язык; использование буквенного обозначения месяца; фотографии и подписи (или отпечаток большого пальца); перевод на несколько языков разъяснения водительских категорий; отметки о нарушениях и ограничениях для вождения.
МВУ - это книжка, где перечислены стандарты последней конвенции ООН плюс пластиковая карточка с информацией, переведенной на английский язык. Эта карточка защищена голограммой и, естественно, внесена в международную базу данных. Такие права дают преимущества нашим водителям за рубежом. В частности, при аренде автомобиля. Хотя, скажу честно, частные, особенно мелкие фирмочки дают напрокат машины вообще без предъявления водительских документов - был бы паспорт. Я сам убеждался в этом в Греции и на Кипре. Правда, меня не останавливали дорожные полицейские. Возможно, тогда были бы и неприятности.
Какой же тогда резон менять наши права: ведь на их основе можно запросто получить международные? Подробной информации на этот счет пока нет. Возможно, такой обмен нужен потому, что сегодняшнее наше водительское удостоверение, мягко говоря, плохо защищено от подделок. Кроме того, по стране "гуляет" много водительских удостоверений, полученных незаконным путем, и количество купленных и подделанных прав неуклонно растет. Самое страшное в том, что эти "контрафактные права" нигде не учтены. Навести порядок в учете, защитить главный документ водителя от подделок - вот, пожалуй, главная задача замены НВУ.
Видимо, в ГИБДД затеяли неплохое дело. Однако у меня лично это нововведение вызывает два вопроса. Первый. Платить за новые права опять придется нам, водителям. Неужели нельзя было взять за основу мировые образцы при предыдущей замене?! И второй. Изменится ли в связи с этим процедура сдачи экзаменов и выдачи водительских удостоверений? Ведь она далека от совершенства, и неумелых водителей, неизвестно как получивших право вождения, на наших дорогах становится все больше. Растет и число аварий на душу "автомобильного населения".