С ГАГАРИНЫМ НА БЛИНЫ

В 60-е годы супруги Владимир и Валентина Бугримовы - выпускники МВТУ имени Баумана - волею судьбы оказались в Коврове на знаменитом заводе имени Дегтярева. Молодым специалистам, приехавшим сюда с ребенком и бабушкой, предприятие выделило комнату в коммунальной квартире. По тем временам и это считалось благом. Вот в эту-то комнатушку под вечер 30 января 1966 года и попал в гости первый космонавт планеты. Приехал неожиданно и потому заставил немало поволноваться хозяев.

НО ПОЧЕМУ тот воскресный день столь занятый и везде долгожданный Гагарин посвятил именно поездке в неблизкий Ковров, в семью Бугримовых? Вот как вспоминает сегодня об этом Валентина Сергеевна:
- Причиной всему оказалась наша баба Шура - Александра Васильевна. Когда-то мы жили под Коломной, и мама работала заведующей детским садом, а дружила с Марией Михайловной Водневой - сестрой жены начальника Центра подготовки космонавтов Каманина. Потом мы переехали в Ковров, а дружеские связи не прерывались.
Однажды от Марии Михайловны пришло маме очередное письмо. И было в нем удивительное и весьма неожиданное для нее предложение - пожить в семье Гагариных, помочь им с воспитанием дочек и по хозяйству. Как поясняла Мария Михайловна, на эту работу Гагариным требуется женщина проверенная и достойная во всех отношениях. Она порекомендовала семье первого космонавта нашу маму. Как мы узнали позднее, Гагарина это предложение заинтересовало, и он решил лично познакомиться с будущей домохозяйкой.
... Январский день клонился к вечеру, когда к дому N 33 на улице Союзной (ныне проспект Ленина) подкатила "Чайка". Молодой человек и дама проследовали в подъезд коммунальной квартиры Бугримовых. Дверь неожиданным гостям открыла Валентина Сергеевна, тогда - просто Валя.
- Я была страшно удивлена, увидев на пороге Марию Михайловну. Но можете представить мое состояние, когда через несколько секунд я узнала человека, стоящего за ее спиной. Это был сам Гагарин! "Юрий Алексеевич?!" - не то спросила, не то воскликнула я от радости и удивления. "Да, я", - спокойно ответил он. И стал извиняться за то, что приехали поздно и без предупреждения. Оказалось, по дороге у них сломалась машина и ее пришлось чинить во Владимире. А еще признался в том, что забыли в Звездном городке пакеты с фруктами и конфетами, приготовленными специально для этой поездки. Все дружно посмеялись.
Но теперь поймите наше состояние. С одной стороны - радость такая, в твоем доме человек, которого готова носить на руках вся планета. А с другой - наша маленькая тесная комната, скромное убранство и пустой холодильник. И хотя жили мы по тем временам не сказать что бедно, но ведь за той же несчастной колбасой в Москву ездили.
- И тем не менее Валя отправилась на кухню что-то готовить, а я побежал по магазинам, - вступил в разговор Владимир Михайлович. - Хоть шампанского купить в честь такого гостя. Обежал несколько торговых точек - шаром покати. Так и вертелось на языке сказать продавцам: у меня Гагарин в гостях, продайте же что-нибудь! Сдержался. Ведь не поверят, подумают: "крыша" у мужика поехала. Шампанское я тогда все же нашел, и на душе стало полегче.
Прихожу домой. Женщины хлопочут на кухне, а Юрий Алексеевич с нашей двухгодовалой дочкой Леной играет. К чужим людям она не очень-то шла, а тут, смотрю, как родные. На время мы с Гагариным и его водитель остались в комнате одни. Юрий Алексеевич посочувствовал, что живем мы в тесной коммунальной квартирке. Спросил, где работаю, какое образование. Очень оживился, узнав, что моя вузовская специальность "системы автоматического управления летательными аппаратами". Сразу завязалась беседа. В основном, конечно, спрашивал я: скажется ли гибель космонавта Комарова на дальнейших наших работах в космосе, о недавних успешных запусках космических аппаратов американцами (не отстанем ли мы?), о сложности управления полетом космического корабля. Гагарин ответил, что перед глазами космонавта около 120 приборов, тумблеров, кнопок, но непосредственно связанных с управлением около 30, а остальные приготовительные и информационные. И человеку вполне хватает внимания и скорости реакции для наблюдения и управления полетом. Он с оптимизмом говорил о перспективе дальнейшего развития космонавтики в нашей стране.
За время разговора мы несколько раз выходили в коридор покурить. Юрий Алексеевич предпочитал сигареты "Новость". Вел он себя просто, рассказал несколько анекдотов. И очень смеялся, вспоминая, как привез из Парижа своим дочкам по тем временам малоизвестную нам жевательную резинку. В доме Гагариных ее находили потом в самых разных местах.
За разговором мы не заметили, как накрыли стол. Главным блюдом оказались горячие блины, а еще - соленья, варенья и прочая нехитрая домашняя снедь. Ну и, конечно, шампанское. Юрий Алексеевич выпил с удовольствием. Было такое впечатление, что он вообще все делает с удовольствием.
Но вот пришло время прощаться. Кто-то подал идею сфотографироваться на память. Юрий Алексеевич сразу согласился. Я достал свой "ФЭД-2", который бережно храню до сих пор, и приготовился снимать. Освещение в комнате слабое, пленка малой чувствительности, но я сделал наудачу несколько снимков. Потом попросил щелкнуть затвором фотоаппарата водителя Гагарина.
Нам казалось, уезжал Юрий Алексеевич в хорошем настроении, хотя цель его приезда была невыполненной. Дело в том, что Александра Васильевна уже болела и ничем не могла помочь первому космонавту. А сколько слез пролила она, когда узнала, что вскоре Гагарин трагически погиб.
В семье Бугримовых и сегодня бережно хранят теплые воспоминания о первом космонавте планеты и те редкие и непрофессиональные фотографии, что запечатлели момент приезда Юрия Алексеевича в Ковров. Нет уже в живых так и не состоявшейся домработницы бабы Шуры. Отработав 30 лет на заводе имени Дегтярева, вышла на пенсию Валентина Сергеевна. А на смену ей пришла на предприятие та двухгодовалая Лена, с которой когда-то играл сам Гагарин. Да и Владимир Михайлович по-прежнему хранит верность своей профессии. Живет семья инженеров предельно скромно. Правда, имеет теперь трехкомнатную квартиру, в которой и по сей день витает особый гагаринский дух.