Экспозиция представляет искусство эпохи романтизма. Здесь выставлены как хорошо знакомые, так и никогда ранее не показывавшиеся на столичных вернисажах, да и в самом Русском музее редко экспонировавшиеся произведения лучших мастеров отечественной живописной школы - И.Айвазовского, О.Кипренского, С.Щедрина, Ф.Бруни, К.Брюллова, А.Венецианова, В.Тропинина... Как сказала мне директор галереи "Дом Нащокина" Наталья Рюрикова, предприняты все необходимые меры по охране шедевров: сигнализация, патрулирование милиции вокруг музея.
Каждая картина здесь бесценна. Вот, например, полотно Ивана Айвазовского "Вид Константинополя при лунном освещении". Глядя на силуэты зданий, стены которых озарены таинственными бликами света, на играющую отблесками темную поверхность воды, начинаешь понимать, почему людей всегда так манил Царьград, он же Константинополь, он же Стамбул. Как тут не вспомнить, что образ "луны печальной" был для художников-романтиков символом одиночества, отрешенности от мира. Поэтому на выставке можно увидеть и другие картины, где есть родственные мотивы: "Вид Одессы в лунную ночь" И. Айвазовского, "Неаполь в лунную ночь" С. Щедрина, "Корабли в бухте, освещенные луной" П. Бориспольца.
Директор Русского музея Владимир Гусев пообещал и впредь показывать москвичам шедевры из петербургской сокровищницы. Так, летом нас ждет выставка "Русский импрессионизм". Ее составят около 300 полотен 130 отечественных художников ХIХ - ХХ веков. В конце года в столицу впервые прибудет коллекция работ Казимира Малевича, в которой 101 произведение живописи, около 40 - графики. Скоро москвичи увидят и одну из самых прославленных русских картин - шедевр великого мастера Карла Брюллова "Последний день Помпеи". Полотно впервые покинет стены Русского музея и временно "переселится" в Третьяковскую галерею, где войдет в состав экспозиции, посвященной 200-летию со дня рождения К.Брюллова.