- Иначе и не могло быть,- констатирует генеральный директор Сибирского научного аналитического центра Анатолий Брехунцов.- На определенном этапе богатейшая информация о недрах попросту оказалась бесхозной.
- Почему?
- Потому что была разрушена государственная система сбора информации, ликвидированы разведочные экспедиции: из двадцати, работавших в округе, их осталось четыре. Пустели конторы - и тонны ценных бумаг валялись где попало, утрачивались в пожарах и наводнениях, а что уцелело - доели тараканы.
К счастью, не все погибло, многое удалось собрать и восстановить. Теперь вся исследовательская и промысловая информация хранится в территориальном ресурсном банке данных - пока единственном учреждении страны, созданном на столь высоком технологическом уровне.
- Что дает этот банк практикам?
- Прежде всего способствует цивилизованному подходу к работе, возможности быстро использовать накопленный материал. Без верной оценки реального состояния недр нельзя приступать к работе.
За всю историю разведки на территории Ямало-Ненецкого автономного округа объективной информации накоплено немало.
Тем самым появилась возможность создать единые стартовые условия недропользователям, работающим в округе, - для быстрого и комплексного изучения территории.
Теперь на основании ресурсной информации, имеющейся в территориальном банке, анализ будет более полным и глубоким.
- Банк данных, понятно, призван играть важную роль в воспроизводстве ресурсной базы региона. Но объемы газодобычи падают, ресурсы не наращиваются. Объясняется это обычно отсутствием необходимых инвестиций. А может, дело не только в них, но и в истощении природных кладовых? Что говорит по этому поводу банк данных?
- Он говорит, что в округе сосредоточено свыше 90 триллионов кубометров "голубого топлива". Для примера поясню: более чем за 30 лет промышленного освоения ямальских недр выработано всего 9 триллионов кубов газа. Так что ресурсы сохраняются немалые. Они позволяют держать добычу на уровне 550 - 600 миллиардов кубометров в год. И то, что сегодня этого пока не получается, действительно связано с нелегким экономическим положением в главной добывающей структуре страны - Газпроме. Сегодня идет серьезный разговор о формировании новой стратегии развития газовой отрасли. Уверен, что это создаст условия для более эффективного и системного освоения недр.