На телеканале НТВ вышли – что называется, по соседству – две передачи, посвященные Ксении Собчак и Ольге Бузовой
В минувшие выходные в «Новых русских сенсациях» НТВ выдал фильм «Тайны кровавой барыни — 2. Дело чести», ставший продолжением его «военной операции» против Собчак. В тот же день очередной выпуск из цикла «Основано на реальных событиях» канал посвятил Бузовой. Такое соседство можно было счесть случайным, если бы не пара совпадений.
Обе героини вышли из пресловутого «Дома» — это раз. Анализируя успехи Ольги, авторы постоянно задаются вопросом: что же в ней есть такого, чего уже нет в Ксении, коли одна находится на вершине популярности, а вторая — в стремительном пике? Это два. Ну и, конечно, одновременное появление — в преддверии Международного женского дня — проектов о столь выдающихся дамах, совершивших революционный переворот в сознании многих соотечественниц, тоже выглядит неслучайным. Прямо Клара Цеткин и Роза Люксембург нашего времени.
Кстати, к этому празднику можно относиться по-разному. Например, подобно феминисткам, считать его унижающим по гендерному признаку. Но это ерунда. Ведь существуют же специальные женские телеканалы, и никто этим не возмущается. Да и в эфире главных государственных вещателей программы, ориентированные на прекрасную половину человечества, доминируют.
Хотя многие «женские» передачи подвергаются справедливой критике. Вряд ли непотопляемое реалити «Давай поженимся!» можно назвать образцом высокого вкуса. А ток-шоу Борисова и иже с ним — эталоном уважительного отношения к обсуждаемым персонажам. Но что поделаешь? Запросы основной массы зрительниц сформировались именно на них, а не на филармонических концертах канала «Культура».
Или вот еще претензия: почему сюжеты многосерийных мелодрам настолько одинаковы? Почему героини словно сестры-близняшки? Да потому, что и это сходство вызвано не отсутствием воображения у авторов, а требованиями к ним со стороны продюсеров, тщательно изучающих интересы аудитории.
Какими, скажем, качествами должны обладать сериалы и их центральные персонажи на одном крупном женском канале? Читаем выдержки из ТЗ, предлагаемого его редакторами сценаристам: «Главная героиня (далее — ГГ) страдает; простота, доброта, скромность ГГ; искренность ГГ, от души — даже негативные эмоции (гнев, обман и т. п.); ориентация на традиционную семью с детьми и мужем; ГГ верит в доброе, хорошее; справедливый, счастливый конец; секс возможен как продолжение любовных отношений, измена должна иметь обоснование». Или вот еще: «Если ГГ замужем, то она может уйти от супруга только в том случае, если на это есть веская причина: муж — мерзавец, бьет, и это происходит всю жизнь (то есть это не факт одной измены)».
И вот представьте, что вы сценарист и вам предстоит сочинить историю с учетом указанных параметров. Что получится? Как в анекдоте про автомат Калашникова, сказка про Золушку.
А каким же полагается быть ее избраннику? Читаем: «Мужчина мечты ГГ старше ее или ровесник. Брутальный, сильный, честный. Возможно, богатый. Он любит в ГГ простоту, чистоту, непорочность...»
Интересно, как эти требования к сериалам соотносятся с результатом свежих социологических исследований, проведенных сайтом SuperJob? Там спросили мужиков, какой безумный поступок приходилось совершать им ради женщин. По мнению 27%, это: женитьба. 4% респондентов сочли таковым долгие поездки ради встреч, 3% — признание в чувствах, столько же — переезд ради любимой. По 2% сожалеют о драке из-за нее и дорогих подарках, 1% — о сделанных именных татуировках. Правда, целых 19% полагают, что они на безрассудства не шли. Но не их же, рассудочных скупердяев, считать принцами?
Кстати, согласно другому опросу, проведенному платформой KION, зрительницы 25-34 лет часто ассоциируют себя именно что с Золушкой, а еще с Гермионой из «Гарри Поттера» и Розой из «Титаника». Дамы в возрасте от 35 до 44 — все с той же Золушкой и Катериной из картины «Москва слезам не верит». В категории 45+ помимо вышеупомянутой Кати фигурирует булгаковская Маргарита. Видно, так уж устроены женщины, что им нужен некий условный образец для подражания...
Впрочем, оставим в покое выдуманных героинь и вернемся к реальным. Сегодня сотни тысяч девушек равняются на Бузову. Отчего? Ее феномен Валерий Комиссаров, бывший депутат ГД, телеведущий и продюсер, придумавший «Дом-2», описал так: она умеет быть смешной, глупой и неожиданной. И это подкупает. А самое главное — глядя на Бузову, девушки приходят к убеждению, что тоже все могут. Необязательно обладать вокальными данными или актерским мастерством, чтобы выходить на знаменитые сцены, литературным талантом — чтобы писать книги. Надо просто сильно хотеть. Это своеобразная женская версия русской народной сказки про Иванушку-дурачка.
Время же Собчак, по мнению авторов, прошло. Зарвалась Ксюша, слишком много себе позволять стала. И вторая «Кровавая барыня» стала ответом на ее угрозу подать на канал в суд за оскорбление чести и достоинства после показа первой. НТВ на своей страничке в Сети сразу усомнился в наличии этих качеств у истицы. А теперь вот решил подтвердить сомнение в эфире.