Программа добровольного переселения соотечественников в Россию забуксовала, показав в минувшем году самые низкие результаты за последнее десятилетие. По статистике МВД, заявку на участие в ней подали 63,6 тысячи человек, а до России добрались лишь 45,1 тысячи. В 2021-м эти показатели были почти вдвое выше. Что государство может предложить нашим соотечественникам, чтобы они ехали в Россию?
Павел Салин, политолог
- Думаю, тут есть связь не только с боевыми действиями, но и с общей геополитической обстановкой, экономикой, механизмами управления страной. Привлекательность России как среды обитания уменьшается. Дело и в падении социально-цивилизационного статуса нашей страны. При этом возросла привлекательность иных частей мира. К примеру, значительная часть мигрантов едут сейчас на Ближний Восток, некоторые отправляются в страны ЕС. Глобальная конкуренция продолжается, в том числе и за людей. И даже те, кто лет пять назад планировал переезд в Россию, сейчас призадумались. Готова ли власть менять все по-крупному и целенаправленно повышать качество жизни в нашей стране? Полумеры тут не помогут. Важно прийти к пониманию, что государство - для гражданина, а не гражданин для него. Пока такого понимания в больших кабинетах нет.
Алексей Макаркин, вице-президент Центра политических технологий
- Думая о том, куда переехать, люди стремятся минимизировать свои риски. Сейчас в России высокая турбулентность: военная операция и ее последствия, санкции, неопределенность растет. Перед многими встает вопрос перспектив для детей: каково им будет в России лет через 10-15? Планов громадье, которыми регулярно делятся большие руководители, давно не убеждают. Словом, дело не в программе переселения, а в общей ситуации. Разумеется, остаются те, кто уезжает в Россию, но их не так много, как могло бы быть. Это сравнительно небольшая категория людей, которым по различным причинам было или стало плохо жить в стране пребывания.
Георгий Бовт, публицист
- По моим впечатлениям, соотечественники хотят выждать. И в основном не спешат ехать в Россию из-за геополитических бурь. Требуется как минимум замораживание конфликта в Восточной Европе. А к программе помощи с переселением по большому счету главный вопрос один: почему выплаты так малы по сравнению с суммами в других странах?
Константин Затулин, первый зампред комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками
- По виду программа посвящена репатриации, а по сути - оргнабору трудовых ресурсов. Лишь при определенных условиях она позволяет надеяться, что приезжающих включат в схему получения ВНЖ, гражданства. Отдельная боль - сумма подъемных денег. В Ростовской области - это, извините, 17 тысяч на человека. На Дальнем Востоке - порядка 200 тысяч, но даже такие средства - недостаточный мотиватор. Программу отдали на откуп регионов, но те стали уклоняться от исполнения, осложнять "ценз" по возрасту, профессии и прочим критериям. Их можно понять: там тощие бюджеты. Еще абсурдный момент: программой переселения управляет МВД. Причем она финансируется по разделу "борьба с преступностью". Само по себе это отвращает. В какой-то миг программа осталась единственным окном для переселения - кто уезжал с Украины, был вынужден к ней прибегать. Но при этом и те, кого депортировали из Латвии, обращались к ней же. Хотя депортация - не добровольное переселение. Надо четко определиться, кто будет в законах соотечественниками, а кто нет. Пусть у соотечественников будут действительно льготные условия.