О чем важно не забыть в ближайшие выходные
Всенародно любимая Масленица во многих регионах стартует не 11 марта, как ей положено в этом году, а днем раньше. Местные власти поясняют: раньше начнем — раньше закончим, а в конце следующей недели будут занятия и поважнее масленичных забав. Это они на выборы намекают? Дескать, в пятницу отпразднуем 8 Марта — и можно ставить тесто для блинов. А вот и нет! Потому что ближайшие суббота и воскресенье — особые дни, которые стараются не пропустить все считающие себя православными.
Начнем с субботы, 9 марта. В этот день в храмы приходят даже те, кого в другие дни там редко встретишь. Еще бы: первая в этом году Вселенская родительская суббота (на фото вверху картина Виктора Кудрина, XX век). Ее называют Мясопустной — в отличие от другой, Троицкой, 22 июня. Чем же Вселенские родительские субботы отличаются от обычных и почему они так важны?
Вообще-то обычай молиться за родителей, то есть ушедших сродников, берет начало аж с апостольских времен. У Бога все живы, и молитва о наших усопших родных и друзьях — важная часть христианской веры. Поэтому в обычные дни по субботам, когда, по Писанию, Спаситель сошел в ад, чтобы вывести из него души праведников (а по другим версиям — всех, кто после проповеди Христа захотел за ним пойти), в храмах после Литургии служат еще и краткую панихиду — литию. При этом за крещеных людей мы молимся в храме, а за всех остальных — дома.
Но во время Великого поста, а он начнется уже 18 марта, на Литургии нет чина поминовения: все внимание уделено покаянию. И чтобы не оставлять души ушедших без молитвенной поддержки, на второй, третьей и четвертой неделях Поста установлены родительские субботы, когда в храмах проходят специальные заупокойные службы — панихиды. Помимо этого, есть Радоница, которую отмечают во вторник второй недели после Пасхи: в этот родительский день православные, да и не только они, по традиции отправляются на кладбища. Есть еще панихиды на 9 Мая и на Дмитриевскую родительскую субботу (в этом году 2 ноября), посвященные в первую очередь погибшим воинам.
Ну а самыми главными считаются Вселенские субботы, когда мы молимся вообще за всех христиан «от начала века, со времен Адама». А особенно за тех, кто «был похищен внезапной смертью вдали от родных, погиб от мора и голода, на войне, в пожарах, от стужи, всех бедных и немощных, не успевших перед смертью покаяться и не погребенных, как должно». Эта служба начинается вечером в пятницу — Великая панихида. А в субботу проходят заупокойная Литургия и Вселенская, то есть общая, панихида, когда задолго до Пасхи в храме звучит: «Христос воскресе! Дерзайте вси мертвии!»
Смысл этого удивительного призыва понятнее других, по-моему, пояснил митрополит Антоний Сурожский: «дерзайте» здесь значит «надейтесь». Ведь после искупительной жертвы Спасителя и Его схождения в ад смерть для верующих во Христа обернулась переходом в вечную жизнь. И дверь туда Господь отворил нам своим подвигом на Кресте. Теперь только от нас зависит, захотим ли мы войти и поможем ли спастись своим сродникам и прочим христианам.
«Представьте, в каком ужасе, трепете и недоумении пребывают те, кто сам уже не может покаяться и попросить прощения за свои грехи, — напоминал митрополит Антоний. — Особенно если последний миг наступил неожиданно: на поле битвы или в результате какой-то трагедии. Но мы им говорим: „Надейтесь!“ И возносим соборную, то есть общую, молитву: „Милости Божия, Царства Небеснаго и оставления грехов их, у Христа Безсмертнаго Царя и Бога нашего просим“. Чтобы тем, кто уже по другую сторону дыхания, не постыдно предстать на Божий суд. А нам — продлить достойную христианскую жизнь».
А вот и тот самый Суд, ожиданием которого наполнены богослужения Вселенской родительской субботы. Он же является и основным событием следующего дня, 10 марта. Который так и называется: Неделя о Страшном суде, ведь в церковном календаре воскресенье — это «неделя», то есть когда ничего не делают. Каким будет этот Суд, в разные века представляли по-разному. Здесь на фото внизу написанная в 2007 году картина нашего современника (он умер 10 лет назад в возрасте 44 лет) художника Павла Рыженко.
Грохочут трубы архангелов, и люди, живущие и воскресшие, видят над собой на горе Господа, Богоматерь, Иоанна Крестителя и древних мучеников. Там же небесное воинство, среди которого есть и русские воины всех веков, вплоть до десантников 6-й роты, погибших в Аргунском ущелье в Чечне. А ниже, среди восстающих из могил, можно различить и матроса с подлодки «Курск» Александра Суворова, успевшего перед смертью остановить ядерный реактор, и ветерана-орденоносца — точь-в точь физик-ядерщик Игорь Курчатов. С моряком все понятно, у него уже нимб над головой, а вот что присудят «отцу» атомной бомбы, пока не ясно. Ну а в центре, в белой рубашке, испуганный грешник, в чьем облике художник изобразил самого себя. Он с ужасом смотрит на весы в руке архангела Михаила. Черная чаша с грехами явно тяжелее. Но ангел еще не положил свой белый свиток. И человек, трепеща, ждет, что перевесит...
Да, все верно. Страшный суд, трепет, ужас — именно так мы представляем второе пришествие (если вообще вдруг вспомним об этом). И трудно поверить, что когда-то христиане мечтали о нем как о долгожданной встрече с Господом и радовались, а не страшились. Да и как можно было бояться того, кто главной своей заповедью ученикам оставил слова: «да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34-35).
И долгое время никого не удивляло, что в Евангелии от Матфея (его, кстати, читают в это воскресенье на Литургии) Господь, рассказывая, что будет отделять один народ от другого, «как пастырь отделяет овец от козлов», по правую руку поставит тех, кто напитал алчущих, напоил жаждущих, посетил узников в темницах и страждущих в больницах, — всех, кто творил добрые дела из любви к ближнему. Им за это простятся все грехи, и они унаследуют Царство Небесное (тогда как другие, не проявившие милосердия, услышат: «идите от меня, проклятые, в огонь вечный»).
В наши же дни эти «критерии отбора» у многих вызывают недоумение: дескать, если для спасения достаточно добрых дел, зачем тогда исполнять заповеди и церковные таинства? «Так все это ты делаешь для себя, для своего духовного подкрепления, — помню, ответил мне наш старенький священник, отец Валерий. — А судить будут за то, что сделала или не сделала для других. А как молилась и держала посты — это мне на исповеди расскажешь».
Кстати, о постах. Воскресенье, 10 марта — последний день перед Великим постом, когда верующие едят мясо, поэтому его еще называют мясопустным (от славянского «мясопуст», что означает «мясо отпускаю», то есть ем последний раз; отсюда и эта Вселенская родительская суббота — Мясопустная). Впереди долгожданная Масленица. Которая без предыдущих двух дней, наполненных размышлениями о жизни, смерти и милосердии к ближним, оказалась бы просто неделей обильных угощений. А теперь может стать временем нашей щедрости, добросердечия и любви, причем не только к родным.
Обидно было бы упустить эту возможность! Ведь так, по словам известного мультяшного героя, можно опоздать на целую жизнь...